Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Category:

О мифологии

Общественная жизнь является по существу практической.
Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм,
находят своё рациональное разрешение в человеческой практике
и в понимании этой практики.


Лица, сопричастные буржуазной этнографии, ревниво блюдут эту область, представляя ее как некое высшее знание, недоступное профанам. Для этого они, разумеется, напускают побольше тумана в своих многословных писаниях (как, напр., современный отечественный автор Найдыш). Столкнувшись как-то с такой позицией некоего комментатора в ЖЖ, я воспринял ее как вызов и взялся за изучение доступной литературы.

Итак, итог этих штудий.

Сразу посмотрим на замечательный сибирский космогонический миф.
(Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. 1964)

1. Первоначально не было ни неба, ни земли. Был один Ульгень, носившийся над бездной, подобно летучей мыши.
2. Он создает товарища и младшего брата своего — Эрлика.
3. Эрлик ныряет за землей и приносит ее.
4. Ульгень создает сушу, затем людей, сторожем к ним он приставляет собаку, не имевшую шерсти.
5. Эрлик соблазняет собаку шубой (обещает дать её шерсть) и она подпускает его к людям. Эрлик через дудку, вставленную в заднепроходное отверстие, вдувает людям душу.
Другой вариант – Эрлик дует на людей и приносит смерть.
Ещё вариант – оплёвывает людей. Ульгень находит людей оплёванными, обтирает их, сдирая им волосы.
Собака наказана – обречена служить людям.

По Леви-Строссу каждый миф можно разделить на остов, сообщение и код (последнее я не принимаю). Понятно, что рассказчик мифа воспроизводит сообщение как развернутый вариант мифа, действуя как интерпретатор имеющейся у него схемы – остова. Я собираюсь показать, что остов мифа есть ложное объяснение (принимаемое на веру), как таковое является суждением и может быть выражено одним предложением. Объяснительная часть при этом может подразумеваться неявно или быть включена прямо в миф.

Как правило в мифе то или иное явление объясняется через действие. Действие производит мифологический персонаж. Последовательность действий, соединенных в цепь причин-следствий естественным образом выстраивает сюжет. Традиционно именно этот сюжет называют мифом, что неверно для современного употребления понятия миф. Сюжетно связанное повествование – это уже художественное творчество, переходящее в литературу по мере утраты объяснительной функции.

Наш пример можно разобрать на следующие остовы мифов:
Почему собака служит людям? Она была наказана за то, что пропустила чёрта.
Почему люди смертны? Чёрт дунул на них.
Почему люди голые, но есть и волосы на теле? Куда попали плевки, в тех местах волосы были стерты Творцом.
Почему у людей дурные наклонности? Чёрт через дудку, вставленную в заднепроходное отверстие, вдул людям душу.

[Занятно, что мифологическое сознание предполагает наследование однажды приобретенных признаков.]

Пример австралийского мифа: Почему у кита ноздри на затылке? Когда он был ещё человеком, то получил удар копьем по затылку.

Самый мощный пласт мифологии – близнечный миф – объясняет дуальность (эдакая первобытная диалектика) социального и природного окружения человека. Соответствующие примеры дает Золотарев.

Миф может объяснять необходимость того или иного обряда, ритуала.

Миф не знает случайности. Объяснение через случай – это уже научная гипотеза (может быть правильна или нет) и в этом смысле она не ложна, в отличие от мифа. Напр., каждая упавшая звезда – это чья-то смерть (миф). Но хрустальный свод небес, с которого иногда что-то падает – это гипотеза.

Миф не историчен в том смысле, что не способен передать подлинную информацию о прошлом, он узко утилитарен и нацелен на объяснение наличного бытия человека. Напр., бродячий сюжет о великом потопе не имеет отношения к реальным событиям, а отражает уязвимость человеческого существования и ужас перед чуждой стихией воды.

Причина всех явлений ищется во внешних (трансцендентальных) движущих силах. Близкая к этому современная форма мифотворчества - конспирология.

Ложность мифа в ложности метода, но случайно и он может привести к правильному результату. Напр., ложное представление о необходимости поддерживать равновесие с демоническими силами природы, требующее самоограничения и исполнения искупительных действий до и после успешной охоты, с т.з. экологии может представлять даже рациональным. Лишенные этих предрассудков европейцы истребили многие промысловые виды.

Разберем теперь ветхозаветный миф.
Бог создал человека из глины и пр. праха, потому человек обращается после смерти обратно в прах и вообще ничтожен перед лицом Бога.
Враг человеческий соблазнил Еву плодом познания добра и зла, человек пал и потому проклят на труды и муки.

Христианский миф.
Спаситель принёс себя в жертву, приняв смерть на кресте, поэтому первородный грех искуплен.
Но труды и муки пока продолжаются, т.к. запланировано ещё второе пришествие и страшный суд, поэтому надо терпеть и спасаться духовно.

PS.
1. Пример понимания мифа как аллегории:
Ф.Бэкон в "Новой Атлантиде" скрупулезно рационализирует греческие мифы.

2. Голосовкер, "Логика античного мифа". Суживает понятие мифа до сказочно-фантастической литературы развитого классового общества Греции, тонет в деталях.

3. Кэмпбелл, "Тысячеликий герой". Богатое собрание мифологии, психоаналитические потуги на систематизацию.

4. "Социальная мифология", напр. теория социальных мифов Жоржа Сореля:
"Миф — это посредник между действием и идеей." Приравнивает мифологию и идеологию.

5. Мосионжник. ТЕХНОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО МИФА

...Всё сказанное означает, что история — это драматический рассказ об упадке идеалов, сотворённых совершенными и беспорочными. Эта идея характерна для мифологического понимания мира, как его реконструирует М. Элиаде (1998), опираясь на идею архетипов К. Г. Юнга. Коль скоро «безгрешные» поступки — лишь повторение того, чему задали архетип боги в предвечные времена (in illo tempore), стало быть, любое новшество — это зло, нарушение изначального шаблона. Лишь то подлинно, чему некое божество научило людей в «начале времён». Поэтому любое развитие может быть только регрессом, а предел возможности лучших людей (то есть помнящих изначальные ценности) — это реагирование на вызовы времени, иными словами — реакция.
...
История как регресс — это и есть определение реакционности как чёткого понятия: идеалом был бы возврат к неким пройденным этапам («регенерация»), даже если он признаётся недостижимым. При этом не следует понимать реакцию как синоним зла: это верно лишь в рамках «религии прогресса». Ведь реагирование на вызовы окружающей среды ради поддержания гомеостаза (не в гумилёвском, а в медицинском смысле — равновесия и постоянства внутренней среды организма) — универсальное свойство всего живого. Так, Дж. Р. Р. Толкиена никто не упрекнёт в реакционности. Его позицию можно определить скорее как здоровый консерватизм — попытку сохранить для грядущего мира важнейшие ценности мира уходящего. Но посмотрите хотя бы географию его мира, где развалин больше, чем населённых пунктов… А кончается его эпопея уходом любимых героев во главе с Гэндальфом — потому что «мир для Перворождённых стал седым и дряхлым» (Толкин 1992: 338). Это классический миф упадка, в который вплоть до эпохи Просвещения верило чуть ли не всё человечество.

PPS. Более точное определение мифа и отличие его от предрассудка:
Миф отвечает на мировоззренческую проблему (происхождение, устройство и конец мира и человечества). Этот ответ поэтический, т.е. не обоснован ничем, кроме метафорических аналогий. Но как ответ он всё же "после рассудка", а не до.

Предрассудок ни на что не отвечает, он просто есть.

"История и классовое сознание", Георг Лукач:
"мифология не представляет собой чего-то иного, кроме как фантастического воспроизведения неразрешимости самой проблемы".
Tags: культура, миф, палеоистория
Subscribe

  • Проблема реализации

    (и ее разрешение как необходимый вывод из предыдущего сценария) Проблема реализации прочно связана с именем Р. Люксембург (хотя восходит еще к…

  • Современный прудонист

    если из этих 150 000 единиц половина не будет продана, то это значит, что мы заплатили 1 001 000 часов жизни людей только за 75 000 товаров!…

  • Марксовы схемы воспроизводства - сценарий для ТикТок

    Заголовок: простое воспроизводство («Капитал»,2-20) за 1 мин. на условном примере. 1. Исходное состояние - натуральное хоз-во. Появляется…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments