Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Category:

Словарь противоположностей, или Игра в диалектику

UPD конкретно о диалектике

Есть словари антонимов, чисто лингвистические. А вот есть ли словари противоположностей (философских понятий)? Если таких не было в сов. вр., то никакого творческого марксизма - в смысле диалектического материализма - в СССР не было. Ибо такой словарь должен быть настольной книгой каждого диалектика, т.к. определение оппозиции - это уже половина определения. Если же не она определена, то нет и определения, сколь многословным оно бы ни было. (А в этом словаре определение д. содержать одно предложение.)

Тут многое неоднозначно, возможны разные подходы, толкования, уровни. Можно предложить такую игру - найти противоположность.
Напр., по схеме:
противоположность1 - противоположность2 = неразвитое единство / развитое единство (определение)

дискретное - непрерывное{
качество - количество =мера
форма - содержание
свойство - отношение
} предмет - процесс - здесь в {} выделен целый класс родственных категорий
общее - особенное =единичное

суть - явление =действительность
понятие - существование
существование (распадается на моменты видимости, явления, сущности) - действительность
основание - следствие
причина - действие
необходимость - случайность =вероятность
абстрактное - конкретное
анализ - синтез
индукция - дедукция =умозаключение
пространство - время =движение
притяжение - отталкивание =перемещение
тождество - отличие =изменение
движение - равновесие =равновесное дв. небесных тел / органический гомеостаз

диалектика - метафизика =софистика
трансцендентное - имманентное
взаимосвязь - противоположение
наука - идеология
вера - знание
теория - практика =деятельность
свобода - принуждение =необходимость
опредмечивание - освоение
деятельность - страдание
свет - тьма =инфракрасное излучение

культура - натура =животный инстинкт
наследственность, традиция - среда, приспособляемость =эволюция / развитие
часть - целое =колония простейших организмов / зародыш
простое - составное =организм
родитель(курица) - дитя(яйцо) =исходная клетка

слово - мысль =значение
воображение - мышление =обобщение (по Выготскому: всякое обобщение есть, с одной стороны, отлёт от жизни, а с другой стороны, более глубокое и верное отражение этой самой жизни; ... есть известный кусочек фантазии во всяком общем понятии)

государство - общество =община / коммуна
право - произвол =обычай / ?
права - обязанности
собственность - воровство
общее - собственное =всеобщая частная собственность/общественная собственность
политика - экономика
война - дипломатия (способ достижения внешнеполитических целей)
напряженность - разрядка
армия - всеобщее вооружение народа =племенное ополчение/?
народ - власть
аннексия - самоопределение ("нельзя дать правильного определения понятию «аннексия», не сводя его к самоопределению")
централизация - коммунализация (историческое: феодальная раздробленность, утопическое: анархия) = коммунистическое общество
производство - потребление
фанатизм - консьюмеризм (приоритет в индивидуальном сознании отвлеченных ценностей - потребительских настроений)
потребность, желание - возможность =ограниченность потребностей / всестороннее развитие
подлинник - копия =фотография, кино
скульптура - живопись =барельеф
[рабский] труд - [животное] наслаждение =свободная деятельность

пролетариат - буржуазия =мелкая буржуазия / гос. работники в СССР
мужик - барин =казак
право на труд - безработица
закон стоимости - план (механизм распределения труда по отраслям производства соответственно при товарном пр-ве и соц-ме)
рыночное - плановое
монополия - конкуренция
революция - реакция =реформа
герой - толпа =революционная масса
диктатура - демократия =революционная диктатура (форма осуществления классового господства и механизм разрешения общественных противоречий в промежуточные между социальными революциями эпохи, = соответственно в период революции)
господство - подчинение =дисциплина
гармония - коллизия (крайности отношений в развивающемся коллективе)

город - деревня =полис / город-сад
парцелла - аренда = свободное держание(фригольд) / ипотека (способ мелкого землепользования, с извлечением прибавочного продукта гос-вом[земельный налог] - или более крупным собственником[рента], или банком [ипотека])
рабство - наёмный труд =наём на рабских условиях
индивид - род(общество) =семья
индивидуализм - коллективизм =солидарность
брак - проституция

конфуцианство - даосизм
(Двум полюсам политической жизни старого Китая: деспотии и ее полному отрицанию соответствовали два основных направления в философии - конфуцианство и даосизм. ...конфуцианцы рассматривали человека как элемент общества, а даосы - как часть природы. Место каждого человека в конфуциански организованном обществе было строго фиксировано, правитель должен быть правителем, подданный подданным, отец отцом, сын сыном. Конфуций говорил, что его учение «пронизано одной идеей». На вопрос, в чем ее смысл, один из ближайших учеников отвечал: «Основные принципы учителя - преданность (государю] и забота (о людях], больше ничего» . В дальнейшем конфуцианство развивалось по пути углубления первого принципа при частичном сохранении второго, став почти на две тысячи лет идеологической опорой китайской монархии.
В противоположность конфуцианцам даосы, в лице своих виднейших представителей : Ян Чжу, Лаоцзы, Чжуанцзы, Лецзы, призывали к полному разрыву всех общественных связей. Современные ученые нередко называют их «анархистамн», «нигилистами», «индивидуалистами».
Смысл человеческой жизни даосы видели в постижении дао: универсального закона, «глубокой (основы] всех вещей» (21, с. 133), «глубочайших врат рождения» [21, с. 11G]. Исходя из того, что «великое дао растекается повсюду» (21, с. 133], они звали человека к поискам дао в самом себе. Самоуглубление они воспринимали как нечто сущностное, все остальное для них было не важным, всего лишь внешним. Поэтому в определенном смысле учение даосов действительно можно назвать индивидуалистическим. «Я называю чутким,- поучал Чжуанцзы- не того, кто слышит других, а лишь того, кто слышит самого себя. Я называю зорким не того, кто видит других, а лишь того, кто видит самого себя» (9, с. 175]. Аналогичным образом, видимо, следует понимать приписываемое китайской традицией Ян Чжу заявление, что он не пожертвовал бы ни одним волосом ради пользы страны.
Власть правителя тоже была частью внешнего, искусственного мира в представлении даосов. Поэтому они подвергали ее нападкам. Они считали правителей узурпаторами, потому что их власть не является результатом промысла дао. В даосских текстах можно встретить рассуждения о том, что цари - воры.
Активной деятельности социально ориентированного человека даосы противопоставляли «недеяние», то есть такую форму поведения, при которой человек растрачивает свои силы на то, чтобы не помешать естественному ходу событий.
Существенно, что учение конфуцианцев чаще всего воспринималось как конформистское. Что касается даосизма, то он почти всегда выступал в китайской традиции как неортодоксальное, оппозиционное течение. В древности он был важнейшим компонентом сектантских идеологий и лозунгов восставших масс. Народное сознание, лишь слегка меняя акцент, активное «недеяние» даосизма переиначивало в активный нонконформизм. Яркий пример тому - знаменитое восстание Желтых повязок [11 в.]. )

романтическое - буржуазное
«Поэтому младенческий древний мир представляется, с одной стороны, чем-то более возвышенным, нежели сов¬ременный. С другой же стороны, древний мир, действительно, возвышеннее современного во всем том, в чем стремятся найти законченный образ, законченную форму и заранее установленное ограничение. Он дает удовлетворение с ограниченной точки зрения, тогда как современное состояние мира не дает удовлетворения; там же, где оно выступает самоудовлетворенным, оно — пошло».
Взгляд человека, тоскующего по этой «первоначальной цельности», Маркс называет романтическим. Взгляд человека, пошло удовлетворенного той пустотой, которую создал капитализм на месте «локального развития» и «обожествления природы», он называет буржуазным. [М.Лифшиц]

~~~~~~~~~~
Вполне убедительную систему логических категорий строит
Шептулин А.П._Категории диалектики_1971
https://yadi.sk/d/1vb-YQUNmqI2zw/Диалектика%20и%20логика/Категории%20диалектики?w=1
Tags: философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments