Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Category:

Инопланетянин в СССР

Который жалуется, что окружающие не могут забыть, что он инопланетянин.
Известная история американского негра в СССР:
http://jlm-taurus.livejournal.com/

«Я так никогда и не примирился с расизмом в Советском Союзе. Расизм постоянно испытывал мое терпение и оскорблял человеческое достоинство. Поскольку русские кичатся тем, что они свободны от расовых предрассудков, расизм их более жесток и опасен, чем тот, с которым я сталкивался в годы юности в Соединенных Штатах. Мне редко доводилось встретить русского, считавшего черных - а также азиатов или любых людей с небелой кожей - ровней себе».
Немаловажно – гражданин оказался еще и святошей.

Человек так долго прожил в стране, но так и не понял, что это более сложное чувство.

1. Не расизм, а ксенофобия.
Ксенофобия неизбежно появляется во всяком достаточно герметичном социуме. (А уж как герметичен был СССР!) Провозглашение любых прекрасных принципов остается бессильной абстракцией, если не сопровождается постоянной практикой. Такой абстракцией в СССР было и отрицание расизма по отношению к неграм при полном отсутствии собственно негров. Тут надо сравнивать смешанные общества, напр. Бразилию и США. В Бразилии расизма нет, а в США есть, хотя мог бы не быть. В России расизм к неграм неизбежен из-за отсутствия конкретной массовой практики нормального повседневного общения.

2. В данном конкретном случае примешивается еще национализм по отношению к американцам, но тут тоже сложно и даже забавно. Кем-то отмечалось, что русским свойственно противоречивое сочетание мании величия с комплексом неполноценности. Отсюда дразнилка «бип-бип» после запуска спутника, быстро перешедшая в уныние после американских успехов.
Всеобщая уверенность, что любой уехавший (в Уганду! А каково там вообще кому-то известно и интересно при этом?) из СССР никогда не вернется, тоже свидетельствует о национальном комплексе неполноценности.

3. С этим связано политико-идеологический комплекс противоречий с самой советской действительностью и в самой этой действительности. Тут и последствия сталинизма, и закрытые (особенно в чувствительных персональных случаях) границы (это еще и наследственное – как в свое вр. страдал от этой невозможности выезда за границу Пушкин!). Этот Робинсон определенно является предтечей современных «поравалитиков», носителем сходных чувств и идей.

К п.1. Русские, конечно, расисты и националисты – в том смысле, что среди них есть расисты и националисты. Это естественная идеология для определенных слоев. В СССР эти слои определялись как отсталые и несознательные. (Притом, что консерватизм подобного рода взаимно усиливал сталинское и постсталинское великодержавие).
Но это явление ограничено, особенно характерно для некоторых крупных городов, особенно для Москвы. Здесь есть еще и момент обезьянничания и «низкопоклонства перед западом» – русские (за исключением Москвы) может и не были бы такими расистами, если бы западные господа не научили их антисемитизму и пренебрежению к неграм.
В регионах с национально смешанным населением этой идеологии пока не удается закрепиться.

Но русские в целом не расисты и не националисты, т.е. этого нет в русской культуре и это не культивировалось гос. идеологией на протяжении всей истории. Странно быть расистом, если из двух всенародно любимых национальных поэтов один имеет негритянское, а второй – корейское происхождение.
Соответствующие примеры во множестве и в воспоминаниях нашего негра: его товарищи запросто делятся с ним своими сокровенными соображениями, порой политически опасными; девушка в санатории заводит роман с корейцем.

В заключение можно только добавить, что представленный взгляд Робинсона – прекрасное зеркало, как любой взгляд со стороны, и стоит сказать: «Русский, посмотри на себя и не будь свиньей!»
Tags: нацвопрос
Subscribe

  • Василий Леонтьев о марксизме

    По кн. Экономические эссе. – М. 1990. Как показывает нобелевский лауреат Леонтьев с самого начала этой книги, западная академическая эк. наука никуда…

  • Разбор теории М.Хазина

    Крах США, о неизбежности которого так долго говорил М. Хазин, конечно же произойдет. Но не обязательно скоро. Чтобы понять, надо перевести его…

  • Принципы бюрократии

    По мотивам «К критике гегелевской философии права» Маркса. С примерами из школьного образования [перетащено из Дзена]. 1. Формализм…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments