Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Category:

Инопланетянин в СССР

Который жалуется, что окружающие не могут забыть, что он инопланетянин.
Известная история американского негра в СССР:
http://jlm-taurus.livejournal.com/

«Я так никогда и не примирился с расизмом в Советском Союзе. Расизм постоянно испытывал мое терпение и оскорблял человеческое достоинство. Поскольку русские кичатся тем, что они свободны от расовых предрассудков, расизм их более жесток и опасен, чем тот, с которым я сталкивался в годы юности в Соединенных Штатах. Мне редко доводилось встретить русского, считавшего черных - а также азиатов или любых людей с небелой кожей - ровней себе».
Немаловажно – гражданин оказался еще и святошей.

Человек так долго прожил в стране, но так и не понял, что это более сложное чувство.

1. Не расизм, а ксенофобия.
Ксенофобия неизбежно появляется во всяком достаточно герметичном социуме. (А уж как герметичен был СССР!) Провозглашение любых прекрасных принципов остается бессильной абстракцией, если не сопровождается постоянной практикой. Такой абстракцией в СССР было и отрицание расизма по отношению к неграм при полном отсутствии собственно негров. Тут надо сравнивать смешанные общества, напр. Бразилию и США. В Бразилии расизма нет, а в США есть, хотя мог бы не быть. В России расизм к неграм неизбежен из-за отсутствия конкретной массовой практики нормального повседневного общения.

2. В данном конкретном случае примешивается еще национализм по отношению к американцам, но тут тоже сложно и даже забавно. Кем-то отмечалось, что русским свойственно противоречивое сочетание мании величия с комплексом неполноценности. Отсюда дразнилка «бип-бип» после запуска спутника, быстро перешедшая в уныние после американских успехов.
Всеобщая уверенность, что любой уехавший (в Уганду! А каково там вообще кому-то известно и интересно при этом?) из СССР никогда не вернется, тоже свидетельствует о национальном комплексе неполноценности.

3. С этим связано политико-идеологический комплекс противоречий с самой советской действительностью и в самой этой действительности. Тут и последствия сталинизма, и закрытые (особенно в чувствительных персональных случаях) границы (это еще и наследственное – как в свое вр. страдал от этой невозможности выезда за границу Пушкин!). Этот Робинсон определенно является предтечей современных «поравалитиков», носителем сходных чувств и идей.

К п.1. Русские, конечно, расисты и националисты – в том смысле, что среди них есть расисты и националисты. Это естественная идеология для определенных слоев. В СССР эти слои определялись как отсталые и несознательные. (Притом, что консерватизм подобного рода взаимно усиливал сталинское и постсталинское великодержавие).
Но это явление ограничено, особенно характерно для некоторых крупных городов, особенно для Москвы. Здесь есть еще и момент обезьянничания и «низкопоклонства перед западом» – русские (за исключением Москвы) может и не были бы такими расистами, если бы западные господа не научили их антисемитизму и пренебрежению к неграм.
В регионах с национально смешанным населением этой идеологии пока не удается закрепиться.

Но русские в целом не расисты и не националисты, т.е. этого нет в русской культуре и это не культивировалось гос. идеологией на протяжении всей истории. Странно быть расистом, если из двух всенародно любимых национальных поэтов один имеет негритянское, а второй – корейское происхождение.
Соответствующие примеры во множестве и в воспоминаниях нашего негра: его товарищи запросто делятся с ним своими сокровенными соображениями, порой политически опасными; девушка в санатории заводит роман с корейцем.

В заключение можно только добавить, что представленный взгляд Робинсона – прекрасное зеркало, как любой взгляд со стороны, и стоит сказать: «Русский, посмотри на себя и не будь свиньей!»
Tags: нацвопрос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments