Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Category:

Вальтер Беньямин

Вальтер Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. 1936

Тезисное изложение:

Старое произведение имеет две стороны: культовую и выставочную (экспозиционную). Изначально преобладала культовая сторона: произведение могло быть схематичным и скрытым от глаз профанов. Тенденция развития искусства вместе с большей реалистичностью была направлена также на большую обращенность к публике.
Наоборот, коллекционер, напр., является фетишистом, фиксирующимся на культовой стороне подлинника.

Подлинник имеет ауру, состоящую из контекста, в который он помещен сейчас, и истории, в т.ч. смены имущественных отношений, в которые он вовлекался. Репродукция этого лишена. Понятно, что культ возможен только в отношении подлинника.
Фотография и кино отменяют подлинник, т.к. сразу появляются в виде копий. В отношении них невозможна культовая позиция: зритель (замечу: остающийся профаном) тут ставится в позицию эксперта, оценивающего произведение.

Вопрос о том, являются ли они искусством, был поставлен неправильно - по-настоящему важно то, что с их появлением изменяется само понятие искусства.

Кино способно шокировать зрителя, к чему модернистские направления (напр., кубизм, дадаизм) только приближались. Т.о. эти направления как бы предвосхищение кино.

Актер в театре - действующее лицо; актер в кино близок к роду реквизита (автор об этом не пишет, но я бы тут вспомнил о куклах в мультфильмах). Гл. действующее лицо в кино - режиссер, оператор и техника.

Отличия кино: зритель не свободен, в отличии от созерцателя картин живописи; может восприниматься массой без концентрации, как способ отдыха.

"Развлечение и концентрация составляют противоположность, позволяющую сформулировать следующее положение: тот, кто концентрируется на произведении искусства, погружается в него... В свою очередь развлекающиеся массы, напротив, погружают произведение искусства в себя. Наиболее очевидна в этом отношении архитектура. Она с давних времен представляла прототип произведения искусства, восприятие которого не требует концентрации и происходит в коллективных формах."

Раньше политический деятель обращался к парламенту, теперь же посредством техники диктатор напрямую обращается к массам и т.о. уподобляется кинозвезде.

"...если естественное использование производительных сил сдерживается имущественными отношениями, то нарастание технических возможностей, темпа, энергетических мощностей вынуждает к их неестественному использованию. Они находят его в войне..." Война же становится лучшим зрелищем.

Подобной эстетизации политики коммунизм отвечает политизацией искусства. "В больших праздничных шествиях, грандиозных съездах, массовых спортивных мероприятиях и военных действиях — во всем, на что направлен в наши дни киноаппарат, массы получают возможность взглянуть самим себе в лицо."

http://www.chaskor.ru/article/proizvedenie_iskusstva_v_epohu_ego_tehnicheskoj_vosproizvodimosti_18738


И под настроение - лучшие (из десятков просмотренных) исполнения "Время, вперед!"
https://youtu.be/t25UlR0LfwM
https://youtu.be/mLBzGLji2Y8
В одно лицо как-то живее и акцентированнее получается, хотя у оркестров конечно глаже.
Tags: культура
Subscribe

  • Проблема реализации

    (и ее разрешение как необходимый вывод из предыдущего сценария) Проблема реализации прочно связана с именем Р. Люксембург (хотя восходит еще к…

  • Современный прудонист

    если из этих 150 000 единиц половина не будет продана, то это значит, что мы заплатили 1 001 000 часов жизни людей только за 75 000 товаров!…

  • Марксовы схемы воспроизводства - сценарий для ТикТок

    Заголовок: простое воспроизводство («Капитал»,2-20) за 1 мин. на условном примере. 1. Исходное состояние - натуральное хоз-во. Появляется…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments