Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Category:

Вальтер Беньямин

Вальтер Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. 1936

Тезисное изложение:

Старое произведение имеет две стороны: культовую и выставочную (экспозиционную). Изначально преобладала культовая сторона: произведение могло быть схематичным и скрытым от глаз профанов. Тенденция развития искусства вместе с большей реалистичностью была направлена также на большую обращенность к публике.
Наоборот, коллекционер, напр., является фетишистом, фиксирующимся на культовой стороне подлинника.

Подлинник имеет ауру, состоящую из контекста, в который он помещен сейчас, и истории, в т.ч. смены имущественных отношений, в которые он вовлекался. Репродукция этого лишена. Понятно, что культ возможен только в отношении подлинника.
Фотография и кино отменяют подлинник, т.к. сразу появляются в виде копий. В отношении них невозможна культовая позиция: зритель (замечу: остающийся профаном) тут ставится в позицию эксперта, оценивающего произведение.

Вопрос о том, являются ли они искусством, был поставлен неправильно - по-настоящему важно то, что с их появлением изменяется само понятие искусства.

Кино способно шокировать зрителя, к чему модернистские направления (напр., кубизм, дадаизм) только приближались. Т.о. эти направления как бы предвосхищение кино.

Актер в театре - действующее лицо; актер в кино близок к роду реквизита (автор об этом не пишет, но я бы тут вспомнил о куклах в мультфильмах). Гл. действующее лицо в кино - режиссер, оператор и техника.

Отличия кино: зритель не свободен, в отличии от созерцателя картин живописи; может восприниматься массой без концентрации, как способ отдыха.

"Развлечение и концентрация составляют противоположность, позволяющую сформулировать следующее положение: тот, кто концентрируется на произведении искусства, погружается в него... В свою очередь развлекающиеся массы, напротив, погружают произведение искусства в себя. Наиболее очевидна в этом отношении архитектура. Она с давних времен представляла прототип произведения искусства, восприятие которого не требует концентрации и происходит в коллективных формах."

Раньше политический деятель обращался к парламенту, теперь же посредством техники диктатор напрямую обращается к массам и т.о. уподобляется кинозвезде.

"...если естественное использование производительных сил сдерживается имущественными отношениями, то нарастание технических возможностей, темпа, энергетических мощностей вынуждает к их неестественному использованию. Они находят его в войне..." Война же становится лучшим зрелищем.

Подобной эстетизации политики коммунизм отвечает политизацией искусства. "В больших праздничных шествиях, грандиозных съездах, массовых спортивных мероприятиях и военных действиях — во всем, на что направлен в наши дни киноаппарат, массы получают возможность взглянуть самим себе в лицо."

http://www.chaskor.ru/article/proizvedenie_iskusstva_v_epohu_ego_tehnicheskoj_vosproizvodimosti_18738


И под настроение - лучшие (из десятков просмотренных) исполнения "Время, вперед!"
https://youtu.be/t25UlR0LfwM
https://youtu.be/mLBzGLji2Y8
В одно лицо как-то живее и акцентированнее получается, хотя у оркестров конечно глаже.
Tags: культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments