Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Categories:

Откуда берутся сталинисты.

Хорошо известен анекдот, как Сталин едет по шоссе и видит роскошный особняк:
-- Какой прекрасный детсад.
-- тов. Сталин, это не детсад, это – дача маршала имярек.
-- Вот я и говорю – какой будет прекрасный детсад!
Затем в наше время по тому же шоссе едет новый русский:
-- Какой хороший бордель!
-- Это же детсад!
-- Вот я и говорю – какой хороший получится бордель для педофилов, даже вывеску менять не надо!

Если утрированно, в тот момент, когда начинающий осознавать свое социальное положение в новой России и классовую идентичность человек слышит этот (или подобный) анекдот и он совпадает с его настроением, то он и становится "сталинистом". Идеальный образ отца народов находит ещё одного приверженца. Сознание, принявшее эту "народную правду", в дальнейшем отметает весь негатив об идоле, реальные факты, что сам Сталин и создал как маршалов всех рангов и родов, так и роздал им привилегии и дачи. Более продвинутые приверженцы воздвигают в своём сознании рубежи обороны вокруг идола, находя самые изощренные оправдания для его деяний (типа "силы обстоятельств" и "иначе было бы хуже, вот попробовали хрущевцы – и имеем поражение"). Но психологическая первопричина и у них в том же анекдоте. (Коричневых сталинистов-державников сейчас не рассматриваем, как и "злобный брежневизм" с аргументами типа: "здесь [в СССР] было так прекрасно – тепло и сыро").

Надо полагать, сталинизм как социальное явление – разновидность более широкого – того, что принято называть мелкобуржуазностью. Признаюсь, в этом термине всегда ощущался идеологический ярлык – больно уж широко он навешивался. Не очень понятно, что общего в этих явлениях: от анархизма и леваческого радикализма – до фашизма. И носителями подобного сознания зачастую был вполне себе пролетариат.
Разумеется, когда имеется фетишизация мелкой трудовой собственности, явление предстает в ясном виде. Ну а когда наоборот, требуют обобществить всё, вплоть до зубных щеток? (Хотя тут тоже фетишизация собственности, только негативная).
И вот к какому выводу я пришел. Действительно, есть характерная черта, которая объединяет эти явления – леность. Умственная и физическая. Нежелание овладеть суммой знаний и культурой, накопленной человечеством. Поиски легких путей, упование на чудо, царя, героя, спасителя. Отсюда и любовь к мифу (нации, расы, культ личности), и прожектерство ("чё там всё усложняют, я вот изобрел вечный двигатель/панацею/верный путь"), и конспиратология, и радикализм ("отменить деньги с четверга на пятницу – и будет зашибись").

Характерна эта черта только для мелкобуржуазных слоев и соответствующей интеллигенции? Нет, конечно. Обосновано ли приписывание пролетариату противоположных качеств? Для лучших представителей – да! Кто познает диалектику, глубину и сложность материального мира в своей каждодневной практике, воспитывая соответствующие волевые качества.
В отличие от китайского или камбоджийского крестьянина, который мелкобуржуазен (привержен реакционным мифам) не только из-за наличия собственности, но и объективно обусловленного условиями жизни невежества (не вина, а беда), подобное сознание для рабочего (часто успевшего получить в сов. времена даже некоторые сведения о марксизме) – уже его вина.

Теперь конкретика. Возьмем кубинскую революцию. Была ли авантюрой экспедиция "Гранмы" и мелкобуржуазными националистами её вожди? В начале – да. Но после срыва первоначальных планов и месяцев походов по горам, после реальной политической работы с местным населением, трудов до пота и крови, -- движение изменило свой характер.
Мало известно, что незадолго перед тем были попытки и другого рода – мелкие группы заговорщиков пытались убить Батисту, проникнув во дворец, но были схвачены. Полагаю, в случае успеха этого легкого пути решения проблемы мы имели бы совсем другую историю и вполне буржуазную Кубу.
Tags: сталинизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments