Общество находилось в тупике, в невыносимом положении невозможности движения. Хотели не свободы, не справедливости (хотя предъявляли эти абстрактные требования). Хотели выхода: вправо, влево, куда угодно, но движения. Реализовался выбор поворота вправо, но мог и влево. Ничтожность лидеров этого направления, возраст, самоощущение и имидж их как консерваторов указывают, конечно, на маловероятность такого поворота. Но пример Белоруссии и таких пусть и жалких осколков как Приднестровье демонстрируют даже реальные формы такой возможности. (Нина Андреева и пр. сталинисты здесь не принимаются в расчет, т.к. не являлись реальной альтернативой, ввиду того что сталинизм вообще не способ движения, а способ "стояния".)
Надо понимать, что когда совершается (и завершается) поворот общества в целом, арьергардные формы сопротивления обречены на маргинальность. Поэтому распался "красный пояс", обанкротился "тулеевский соц-м" и т.п. Но если бы совершился поворот в другую сторону, так же маргинален (отвлекаясь от иностранного влияния) стал бы противоположный лагерь.
И ведь такие кризисы, судьбоносные повороты, переживало советское общество неоднократно: выход из "военного ком-ма", выход из нэпа ("Великий перелом"), выход из сталинщины (не путать со сталинизмом, теоретическая концепция которого действовала до самого конца).
В последнем случае мы имеем яркую персонализацию двух вариантов: Хрущёва и Берию. Наши консерваторы, конечно, с пеной у рта будут отрицать, что Хрущ спас СССР еще на (очередные) 25 лет. Так же как и то, что он был последним большевиком, реальным индустриальным рабочим, вступавшим когда-то в живую еще революционную партию. Ну а боль, которую им каждый раз причиняет указание на некоторые особенности политики и наклонности Берии по отношению к националистам из республик (не исключая даже "лесных братьев") и пр. говорит сама за себя.
Конец СССР мог наступить и тогда, и ранее, и в 1922 г. И каждый раз говорили бы, что это было неизбежно, что он был невозможен, "так жить нельзя". В самом деле, как вы представляете "военный ком-м"? Главное в нем - монополия гос-ва на торговлю хлебом. Разверстка только логическое следствие из этого. А как представляете запрет на торговлю хлебом? Напечатали в газетах и повесили объявление на рынке? С нашим-то народом (не знаю, на какой народ это вообще подействовало бы). Нет, это значит вооруженные отряды на всех подъездах к городам практически круглый год. Ком-м на штыках - как вообще партия (т.е. конечно Ленин) так долго питала некоторые иллюзии на сей счет.
Можно сделать вывод, что такому противоречивому явлению как "реальный соц-м" такие повороты свойственны, он находится на "ручном управлении". И чем дольше запаздывает такой поворот, тем труднее и с большими потерями приходится выходить из очередного тупика, чего консерваторы - сторонники стабильности, никогда не поймут.