Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Categories:

Материалы по Югославии

Тетради 1965 №1 - Общественное управление.
https://vas-s-al.livejournal.com/768154.html

1. Самоуправление.

>рабочий коллектив управляет предприятием или непосредственно, или через свои представительные органы, избранные тайным голосованием: через рабочий совет, комитет управления и директора предприятия.

Это аналог рабочего контроля в первые годы нашей революции. Но в югославской практике реальная власть принадлежала комитету партии. Роль партии как действительной политической власти, сохраняющей при всех усилиях реформаторов прежние черты, остается, что и признается в др. месте *.

>Почти каждое решение, принимаемое на предприятии в области самоуправления можно свести к его экономическо-материальному виду в том смысле, чтобы оно означало собой распоряжение частью дохода.

В переводе на русский язык - в реальности самоуправление сводится к тому, что по итогам года на общем собрании распределяется полученная прибыль по статьям: потребление (как в коллективной форме, так и на з/п) и новые вложения в СП.
Далее автор многословно доказывает, что рабочие не будут проедать всю прибыль.


2. Планирование.

>Возьмем пример из практики, каким образом можно с успехом включить широкую массу рабочих в управление производством. Посмотрим, например, планирование производства. Планирование производства несомненно труд, требующий высоких квалификаций. Что рабочего интересует в плане? Рабочих интересует, прежде всего, вид и сорт производства, производственные расходы, капиталовложения, в каких размерах (принимая во внимание производственную мощность их предприятия и потребности рынка) следует выносить товары на рынок, какого дохода добьется предприятие, а в связи с этим какую массу личных доходов можно ожидать на базе того или иного варианта производственного плана.

Автор понимает планирование только как планирование на предприятии. Следует напомнить, что социалистическое планирование – это сознательное и научное распределение совокупной раб. силы общества по отраслям пр-ва. Его противоположностью является рынок, который закономерно и выходит на сцену в югославском случае.

>Следовательно, вместо государственного приказа о выполнении определенных производственных заданий, применяются средства экономического «принуждения», как например: политика цен, орудия распределения, рычаги внешнеторгового обмена, налог с оборота, пошлины и так далее и тому подобное. Так, например, если текстильную промышленность слишком обременить налогами, она явно будет медленнее развиваться чем, скажем, электропромышленность, которая с одной стороны меньше обременена налогами, а с другой — защищена сравнительно высокими пошлинами от конкуренции зарубежного производства.

>Каждое предприятие в основном самостоятельно планирует производство, в рамкам общих условий для хозяйственной деятельности и плановых пропорций общественных планов: общины, республики и федерации.

Всё это вполне разумно и даже необходимо, только не как идеал соц-ма, а как начальное состояние, установившееся в первый момент после взятия раб. классом политической власти, в начале переходного периода.


3. Разделение труда.

>Рабочий в хозяйственной организации оказывает все большее "давление" на профессиональную и руководящую часть коллектива, чтобы она организовала трудовой процесс как можно современнее, чтобы обеспечила рентабельную деятельность и таким образом привела к повышению дохода в интересах всех членов коллектива.

О преодолении разделения труда вспоминается только в таком виде, в общем тема, как и положено, табуирована.
Проблема воспитания трудового коллектива как целостной единицы, включающей в свой состав всех, как рабочих так и служащих, и самостоятельно распределяющей индивидов по своим «органам», предельно далека от сознания этих реформаторов.


* Реорганизация Союза коммунистов Югославии. 1967.
В таких условиях комитет объективно находится в положении, когда он становится единственным фактором проявления, объединения и преодоления различных интересов и противоречий в коммуне, однако он, во-первых, слишком узкий, а во-вторых, это неминуемо привело бы к превращению комитета, как фактора власти, в арбитра, к его бюрократизации. Следствием этого явилось бы то, что связанные между собой руководства и отдельные лица, стоящие во главе политических организаций, представительных органов или органов власти и органов управления крупных предприятий взяли бы в свои руки руководство общиной. Таким образом от дел общины и от самоуправления отстраняются трудящиеся и, в первую очередь, непосредственные производители, которые должны являться доминирующим фактором…
https://vas-s-al.livejournal.com/769694.html

Ещё по теме
https://evgeniy-kond.livejournal.com/119148.html
Взгляд изнутри
https://comm-fiction.livejournal.com/15101.html

Эрнест Мандель. Югославская экономическая теория
http://scepsis.net/library/id_3865.html
Tags: "госсоциализм"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment