Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Categories:

Материалы по Югославии

Тетради 1965 №1 - Общественное управление.
https://vas-s-al.livejournal.com/768154.html

1. Самоуправление.

>рабочий коллектив управляет предприятием или непосредственно, или через свои представительные органы, избранные тайным голосованием: через рабочий совет, комитет управления и директора предприятия.

Это аналог рабочего контроля в первые годы нашей революции. Но в югославской практике реальная власть принадлежала комитету партии. Роль партии как действительной политической власти, сохраняющей при всех усилиях реформаторов прежние черты, остается, что и признается в др. месте *.

>Почти каждое решение, принимаемое на предприятии в области самоуправления можно свести к его экономическо-материальному виду в том смысле, чтобы оно означало собой распоряжение частью дохода.

В переводе на русский язык - в реальности самоуправление сводится к тому, что по итогам года на общем собрании распределяется полученная прибыль по статьям: потребление (как в коллективной форме, так и на з/п) и новые вложения в СП.
Далее автор многословно доказывает, что рабочие не будут проедать всю прибыль.


2. Планирование.

>Возьмем пример из практики, каким образом можно с успехом включить широкую массу рабочих в управление производством. Посмотрим, например, планирование производства. Планирование производства несомненно труд, требующий высоких квалификаций. Что рабочего интересует в плане? Рабочих интересует, прежде всего, вид и сорт производства, производственные расходы, капиталовложения, в каких размерах (принимая во внимание производственную мощность их предприятия и потребности рынка) следует выносить товары на рынок, какого дохода добьется предприятие, а в связи с этим какую массу личных доходов можно ожидать на базе того или иного варианта производственного плана.

Автор понимает планирование только как планирование на предприятии. Следует напомнить, что социалистическое планирование – это сознательное и научное распределение совокупной раб. силы общества по отраслям пр-ва. Его противоположностью является рынок, который закономерно и выходит на сцену в югославском случае.

>Следовательно, вместо государственного приказа о выполнении определенных производственных заданий, применяются средства экономического «принуждения», как например: политика цен, орудия распределения, рычаги внешнеторгового обмена, налог с оборота, пошлины и так далее и тому подобное. Так, например, если текстильную промышленность слишком обременить налогами, она явно будет медленнее развиваться чем, скажем, электропромышленность, которая с одной стороны меньше обременена налогами, а с другой — защищена сравнительно высокими пошлинами от конкуренции зарубежного производства.

>Каждое предприятие в основном самостоятельно планирует производство, в рамкам общих условий для хозяйственной деятельности и плановых пропорций общественных планов: общины, республики и федерации.

Всё это вполне разумно и даже необходимо, только не как идеал соц-ма, а как начальное состояние, установившееся в первый момент после взятия раб. классом политической власти, в начале переходного периода.


3. Разделение труда.

>Рабочий в хозяйственной организации оказывает все большее "давление" на профессиональную и руководящую часть коллектива, чтобы она организовала трудовой процесс как можно современнее, чтобы обеспечила рентабельную деятельность и таким образом привела к повышению дохода в интересах всех членов коллектива.

О преодолении разделения труда вспоминается только в таком виде, в общем тема, как и положено, табуирована.
Проблема воспитания трудового коллектива как целостной единицы, включающей в свой состав всех, как рабочих так и служащих, и самостоятельно распределяющей индивидов по своим «органам», предельно далека от сознания этих реформаторов.


* Реорганизация Союза коммунистов Югославии. 1967.
В таких условиях комитет объективно находится в положении, когда он становится единственным фактором проявления, объединения и преодоления различных интересов и противоречий в коммуне, однако он, во-первых, слишком узкий, а во-вторых, это неминуемо привело бы к превращению комитета, как фактора власти, в арбитра, к его бюрократизации. Следствием этого явилось бы то, что связанные между собой руководства и отдельные лица, стоящие во главе политических организаций, представительных органов или органов власти и органов управления крупных предприятий взяли бы в свои руки руководство общиной. Таким образом от дел общины и от самоуправления отстраняются трудящиеся и, в первую очередь, непосредственные производители, которые должны являться доминирующим фактором…
https://vas-s-al.livejournal.com/769694.html

Ещё по теме
https://evgeniy-kond.livejournal.com/119148.html
Взгляд изнутри
https://comm-fiction.livejournal.com/15101.html

Эрнест Мандель. Югославская экономическая теория
http://scepsis.net/library/id_3865.html
Tags: "госсоциализм"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment