Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Categories:

Канторович и марксизм

//Эта запись идет парой к истории о неграх с каучуковыми шариками.
https://evgeniy-kond.livejournal.com/142818.html

Арон Каценелинбойген. Воспоминания.

...После беглого ознакомления с концепцией Л.В.Канторовича, я понял, что дальше не могу мыслить принятыми марксистскими экономическими представлениями... Канторович любезно дал мне рукопись своей книги по оптимальному планированию, написанной еще в 1942 г. Я читал еще «невинный» вариант, не тронутый редакторами и самим автором, т.е. еще не испорченный марксистской фразеологией и последующими попытками Канторовича примирить непримиримое – марксизм с его теорией оптимальности. ...
Марксизация книги Канторовича искажала суть его научных идей. ...

ЦК КПСС дал указание МГУ, чтобы его преподаватели политэкономии овладели математическими методами и могли их применять в рамках марксизма.
С кафедры политической экономии была выделена небольшая группа преподавателей среднего возраста, освобожденная от всех нагрузок, которая в течение одного семестра должна была прослушать цикл курсов по экономико-математическим методам. В течение семестра я старательно излагал им курс по оптимальному функционированию экономики, не прибегая ни к каким математическим формализмам. Когда я кончил курс, то должен был с сожалением констатировать, что идей оптимизации они так и не поняли. Я не хотел спорить с ними об интерпретации отдельных экономических категорий, и прежде всего, что такое цена. Я хотел дать им аксиомы для экономических построений, а затем уже говорить о выводах из них и сравнении с нынешней экономической теорией. Другими словами, понимание сущности цены я хотел вывести как следствие из аксиом, показать цену не как сепарированную категорию, а как инструмент решения общей задачи экономического развития.
Две аксиомы, которые я предложил своим слушателям, были связаны с возможностью сравнения благ по полезности и наличия в каждый момент ограниченных ресурсов. Вот на этих аксиомах я и застрял. Они их не хотели принимать.
По поводу первой аксиомы я даже нашел у Маркса в Нищете философии нужную мне цитату. В 1845 году он писал, что в будущем обществе блага будут соизмеряться по их полезности. Строго говора, эти слова противоречили всей его теории, но это уже неважно. Была найдена нужная к месту цитата, за которую сторонники категории полезности были мне благодарны.
Чем хороши классики марксизма-ленинизма, как, впрочем, и творцы всех великих религий? Тем, что в их произведениях можно найти положительный ответ на любой заранее поставленный вопрос.
Итак, по поводу первой аксиомы. Казалось, что может быть проще? Мы исходим из предположения, что у экономической системы есть цель, которая указывает на то, что мы хотим. Все политэкономы были согласны, что конечная цель – это удовлетворение потребностей трудящихся. Но как соизмерить эти потребности, как выяснить предпочтение одних потребностей другим? Для этого надо признать, что люди соизмеряют блага по полезности. Я приводил слушателям такие примеры. Два человека приходят в магазин. Цены на продукты те же. Допустим, что у них тот же доход и то же семейное положение. Почему, как правило, они выберут разные наборы продуктов? Или еще более простой пример. Давайте положим на столе разные наборы продуктов и пригласим группу людей, чтобы каждый мог выбрать из них тот набор, который ему больше по душе. Как правило, они выбирают разные наборы. Что же лежит за этими различиями в выборе? Здесь у слушателей возникал стопор: не могут потребительные стоимости, т.е. полезность вещей сравниваться между собой. Вы, говорили они, протаскиваете буржуазную теорию субъективной предельной полезности. И точка. Ценность благ может сравниваться только через затраты труда на их изготовление. Эти исходные положения написаны на первых страницах Капитала.
Вторая аксиома об ограниченности ресурсов в каждый данный момент также встретила категорическое возражение. Слушатели заявили, что мой подход статический, а не динамический. Ведь в динамике, с техническим прогрессом, утверждали они, количество ресурсов меняется. Я им возражал примерно так. Если мы чего-то хотим, это не означает, что мы можем этого сразу достичь. Мы начинаем с имеющихся в данный момент ограниченных ресурсов и по мере развития изменяем их количества.
Общая задача в сущности заключается в следующем: как распределить наши ограниченные ресурсы, чтобы оптимальным путем придти к поставленной цели. То есть необходимо одновременно увязать в голове определенное количество параметров и связать их необычными логическими конструкциями. Вот тут-то и начинаются трудности. Когда Канторович говорит, что цены вытекают из плана, что они орудие составления и реализации плана, что цены – это двойственные параметры, – здравый смысл тут ничего понять не может.
Другое дело, когда мы говорим, что цена – это выражение стоимости, т.е. общественно необходимых затрат труда, – это понимают все. Но как только заходит речь о критериях полезности (на чем, собственно, и зиждется развитый экономико-математический анализ), так сразу же какая-то ерунда. Какая еще полезность? Какие критерии? Как все это пощупать?
Может быть, потому уже более двухсот лет так привлекательна трудовая теория стоимости. Еще до Маркса, со времен Уильяма Петти, Адама Смита и Давида Рикардо, она всегда была доступна логике и здравому смыслу. Отсталость советской экономической науки тем и объясняется, что здравый смысл пытается постигнуть экономику. Но научить людей мыслить не категориями здравого смысла весьма трудно.

// Мои комментарии.
Здесь должна быть метка "идиоты", но увы, обе стороны (слушатели и учитель), конечно, не м.б. признаны таковыми в клиническом смысле.

Представьте себе, что вы пришли в магазин "Fix price" и видите кладбище буридановых ослов: покупатели не в силах выбрать товара, т.к. все товары по одной цене, и падают от истощения. Таково действие "здравого смысла" по мнению профессора. И такие ослы получали учёные степени, писали книги и учили других экономике!

Господин ам. профессор Каценелинбойген! "Капитал" начинается с двух сторон товара, и как раз сторона полезности (потреб. стоимости) и выпирает в сторону покупателя, апеллируя к нему, цена же написана внизу и учитывается уже после выбора товара.
Главное же в том, что марксизм изучает общество как целое, его законы - это законы, как правило, больших чисел. И эти законы, что особенно важно, он никогда не распространяет на поведение каждого индивида.
Буржуазные же учёные экономисты как раз действуют неправомерно, распространяя наоборот, на всё общество, законы поведения индивида.
И уж конечно, как раз некоторые выводы марксизма контр-интуитивны и противоречат здравому смыслу. Напр., общее повышение зарплат может привести к падению цен.

И конечно же, выбор того или иного варианты плана есть действие субъективной политической воли, кто бы ни предпринимал этот акт: вождь, эксперты или народные представители. И выбор это обусловлен набором критериев полезности, также субъективным.
Напр., в практике советского планирования особенно интересно то обстоятельство, что непроизводительным затратам на общественное управление и оборону приписывался наибольший вес, по этому критерию и производилась оптимизация. Само же это обстоятельство тщательно умалчивалось и представлялось как некая данность, не подлежащая обсуждению.
Показательно, что для всех крипто- и явно-сталинистов это так до сих пор и идет.
Tags: политэкономия
Subscribe

  • Западный взгляд на советскую мультипликацию

    ...использование красного цвета вызывает темы покорности и подчинения в советской и постсоветской анимации... Ш. Вайсер "Женщина в красном..." (Это…

  • Политэкономия дворцов

    Короче, дворец не нужен: https://youtu.be/iIlCYf-ZI9k Невыгодное вложение при кап-ме - слишком велики текущие затраты. Это способен понять самый…

  • О фракционности

    Фракционность неизбежна в любом живом движении, следовательно, и в строящей соц-м партии. В СССР (это как бы первый уровень системы соц-ма) она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments