Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Category:

Литературный канон в школе

По поводу https://aerys.livejournal.com/297541.html понял, в чем порок сов. образования. Эрис задается вопросом, почему лит-ра плохо воспитывала? Так цель же не в этом. Цель образования - готовить специалистов: будущих профессиональных литературоведов; так же физика готовила физиков, химия - химиков и т.д.

Вы уже готовы броситься спорить: как же, не только профессионалу, но и любому человеку всё это нужно, вырабатывает системное мышление и научное мировоззрение и т.п. И что же, действительно нужен весь этот объем?

Достоверно, что из моих одноклассников образование после 4-го класса пригодилось только мне. Ну как пригодилось - меньше, чем наполовину. Остальным, кто даже продолжил образование, пригодилось где-то на 1%. Мне же почему пригодилось? - не столько по работе, сколько вот здесь - выработка научного мировоззрение действительно требует эрудиции. Это не в школе его нам вырабатывали, это я сейчас для себя и моей жалкой аудитории в 3-4 десятка человек (в кооперации с ними) его вырабатываю (а до появления Сети всё и подавно оставалось бы втуне).

И что, много таких рефлексирующих интеллигентов? Если сказать, что 1%, это будет очень оптимистической оценкой. Т.е. КПД образования (во второй половине ср. школы) 1%. Огромная общественная институция, пожирающая немалый кусок общественного пирога, работает с эффективностью 1%! Наш народ, которому в таких вещах не откажешь в здравомыслии, вполне адекватно расценивал это как профанацию и имитацию (разумеется, не умея это отрефлексировать) и массово переползал из класса в класс на тройках ("вы делаете вид, что учите, мы делаем вид, что учимся").

А вот наша училка по математике рефлексировала! В очередной раз застроив нас (буквально держа на ногах минут 10) в плане наведения дисциплины, она втирала нам (громовым голосом), что то, что мы сейчас будем учить, конечно, нафиг никогда вам не пригодится, но это очень полезно для мозгов. Это не значит, что она была вполне права, это значит, что вопрос стоял и перед ней самой и она нашла для себя такое (паллиативное) решение.

Но, видите ли, это хорошо математике - она, как известно, "ум в порядок приводит". Про гуманитарные предметы вы сами всё прекрасно понимаете. (Но вот герой Тендрякова решает, что лит-ра должна воспитывать. Получилось похуже паллиатива.)

Учитель лит-ры вовсе не самый лучший воспитатель и сама не самый воспитанный человек и не обязана им быть. Она - специалист по подготовке (возможных будущих) специалистов по лит-ре (в т.ч. новых учителей). Аналогично и по всем др. предметам. Но обществу не надо столько профессиональных литературоведов, физиков, химиков и т.д.!
Классическое образование нацелено на такое вот академическое построение предметов. Если бы образование было нацелено на выработку системного мышления и научного мировоззрения, оно бы и построено было иначе. Наша народническая интеллигенция, начиная с Луначарского и Крупской, чтобы они о себе ни думали, могла осуществить только народнические представления об образовании, а не политехническую школу. Это значит - загрузить в каждую голову весь объем человеческих знаний, что должно было дать "всесторонне развитую личность". Эта утопическая идея обанкротилась, потому что каждой голове это не нужно, поскольку человек живет в обществе, значит в условиях разделения труда и знаний.

Развитие дает не образование само по себе, а применение, практика. Всесторонне развитую личность дает всестороннее применение этой личности, преодоление разделения труда, в первую очередь самого главного и порочного вида разделения труда - между управляющими и исполнителями. А вся структура сов. общества была стопором на пути любых поползновений в этом направлении.
Tags: воспитание
Subscribe

  • Проблема реализации

    (и ее разрешение как необходимый вывод из предыдущего сценария) Проблема реализации прочно связана с именем Р. Люксембург (хотя восходит еще к…

  • Современный прудонист

    если из этих 150 000 единиц половина не будет продана, то это значит, что мы заплатили 1 001 000 часов жизни людей только за 75 000 товаров!…

  • (no subject)

    Проблемы генезиса капитализма_Под ред. Чистозвонова А.Н._1978. На почве несбалансированного грузооборота в экспортную отрасль развилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments