...Но как только речь заходила о пролетариате, марксисты почему-то отказывались от мысли, что в новых революциях всё пойдёт по прежнему сценарию, и начинали утверждать, будто теперь именно эксплуатируемый рабочий класс возьмёт власть и перестроит общество. Кстати, реалии того, что называлось Октябрьской социалистической революцией, скорей подтверждали справедливость старой логики. Власть после революции досталась не рабочим, точно также как и при смене прежних формаций, она не доставалась крестьянам или рабам. Власть взяла в руки вначале возглавлявшая «революционную партию» радикальная интеллигенция, а затем этатистская бюрократия в которую влились воспользовавшиеся открытым революцией социальным лифтом выходцы из разных слоёв общества, в том числе «рабочего класса» (которому отдавалось предпочтение по идеологическим соображениям) и общинного (?) крестьянства.
Хотя классовое происхождение и влияло на ментальность этих людей (а значит и на те управленческие решения которые они принимали), но становясь чиновниками они меняли свою социальную принадлежность и становились поборниками прежде всего государственных интересов, даже если эти интересы требовали крайне жёстких решений в отношении тех социальных групп выходцами из которых были новые правители...
(от m_pavluchenko)
Это великолепно, без шуток: не встречал ранее столь простого и ясного указания на этот важный теоретический момент. "Танцуя" отсюда можно построить целое дерево логических вариантов.
Вот смотрите.
Для краткости назовем "радикальную интеллигенцию" и "этатистскую бюрократию" меритократией. В "старой логике" единый народ после буржуазной революции делится на буржуазию и пр-т. Продолжая эту классическую логику на новый лад: в прол. революции раб. класс делится на меритократию и остаток раб. класса. Затем неизбежна новая революция и новое деление этого остатка на новый господствующий класс и новый остаток. И т.д., получается дурная бесконечность - череда антагонистических классовых форм, каждая из которых в свое вр. бывает прогрессивной.
Сомневаюсь, что на самом деле найдутся последователи этой интересной концепции. Пока буду считать ее маргинальной и без названия. Отбросим ее.
Вернемся к нашей развилке - Октябрьской революции.
Вариант 2: "Власть после революции досталась не рабочим", но и смены формаций не произошло, мы остались в кап-ме ("не смололи еще муки соц-ма"). Произошел реакционный переворот большевиков, установивший их политическую диктатуру, вывих истории - Россия свернула с пути прогрессивного буржуазного развития.
Эта ветка на нашем дереве - т.з. Каутского и меньшевиков (и их неожиданных современных последователей типа romdorn).
Как же определить по прошествию времени (когда он показал свою устойчивость и качественную определенность) этот экономический строй? Помним, что у нас формация кап-м, собственность государственная, ура - госкап! Еще одна ветка есть.
Самое интересное, какая политическая тактика следует из меньшевистской т.з. в конкретных условиях 1917 г. Очевидно, что решающим условием победы большевиков в гр. войне была позиция крестьянства, реакционно возжелавшего себе земли и раздела крупных производительных хоз-в. Задача "сознательного" пролетариата в таком случае не только подавление авантюры большевиков, но и этой сплошной реакционной массы, утверждение прав прежних частных собственников. Затем неизбежно логически следует необходимость союза с передовым капиталом стран Антанты и война до победного конца (тем более что до победы было рукой подать).
Всё это никуда не годится. Вернемся в отброшенной концепции.
Там у нас к власти пришла меритократия и сформировалась формация меритократическая. Ей положено быть устойчивой и победоносной, как любой прогрессивной формации.
На деле имеем позорный откат в кап-м после крушения СССР. Это явно опровергает данную концепцию.
Или нет? Скажем, что это была первая неудачная попытка. Теперь-то мы знаем, кому нельзя доверять: Хрущу и Горби. Попытка СССР 2.0 обещает быть более удачной.
Эта ветка - современный сталинизм.
"Всех утопить".