Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Categories:

150

Вроде бы есть у Канта такая антиномия: как возможно новое в науке? Действительно, ведь научно то, что находится в рамках уже доказавшего свою научность. А новое как раз и должно выходить за рамки уже доказанного.
А для нас ближе будет другая формулировка: как возможно новое в марксизме, если он есть сумма классических текстов?

В отличие от всех прочих обновлений - более-менее всем безразличных, наследие Ленина вызывает устойчивый интерес последователей и противников. Понятно, что связано это с проведенной им актуализацией революционного содержания марксизма.

Тут предложу еще одну научную аналогию. По теории тяготения все тела (пушинка и ядро) должны падать с одинаковой скоростью. По разработанной Марксом теоретической модели идеального капитала революцию должен совершить самый многочисленный пролетариат самой промышленно развитой страны. И уж конечно этот пр-т не нуждается в союзниках (общество и так на 99% совпадает с ним) и не будет ждать многолетнего смертоубийства мировых войн, чтобы похоронить кап-м.

И вот мы видим, что в ту революционную историческую эпоху, на которую пришлась деятельность Ленина, многочисленные последователи описанной идеальной схемы могли действовать только последовательно контр-революционно. Или последовательно, т.е. вечно, бездействовать, т.к. то, что им остается - реформирование кап-ма, вовсе не нуждается в марксизме.

А всё потому, что в ту (и любую др.) эпоху нельзя было ждать чистых форм, чистых явлений: ни тебе чистого пр-та, ни чисто социалистической революции, ни чистой диктатуры пр-та, ни чистого социализма.

«Чистых» явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть не может — об этом учит именно диалектика Маркса, показывающая нам, что самое понятие чистоты есть некоторая узость, однобокость человеческого познания, не охватывающего предмет до конца во всей его сложности. На свете нет и быть не может «чистого» капитализма, а всегда есть примеси то феодализма, то мещанства, то еще чего-нибудь. Поэтому вспоминать о том, что война не «чисто» империалистическая, когда речь идет о вопиющем обмане «народных масс» империалистами, заведомо прикрывающими цели голого грабежа «национальной» фразеологией, — значит быть бесконечно тупым педантом или крючкотвором и обманщиком.
Ленин, Крах II Интернационала.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments