Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Category:

Западный взгляд на советскую мультипликацию

...использование красного цвета вызывает темы покорности и подчинения в советской и постсоветской анимации...
Ш. Вайсер "Женщина в красном..."
(Это в основном о "Бременских музыкантах".)
https://zen.yandex.ru/media/id/5b96d7dabec38800abc559bd/zapadnyi-vzgliad-na-sovetskie-multfilmy-3-603d31e68c22e678cf69d884

Красный - цвет молодости и жизненной энергии. Но еще и цвет фертильности.
При желании всё опошлить, можно было бы сказать, что этот цвет героев обозначает их готовность к деторождению. Каковой смысл неискушенные во фрейдизме советские авторы, разумеется, не вкладывали, но можно отнести на подсознание.
Недоброжелательный культоролог мог бы отсюда выжать только что-то вроде: "женщина рассматривается как машина для деторождения".

А идеологический посыл в произведении несоменно есть, настолько мощный, что ныне должен бы резать глаза. Куда вы, блин, смотрите: герои ломают классовые перегородки. "Рай в шалаше" - это если в сниженном вульгарном варианте.
Можно насладиться тем, насколько невульгарно, пусть и романтизированно, многослойно (с отсылкой к хиппи) это подано.

Провозглашается приоритет родовой человеческой сущности (продолжение человечества как рода - не только биологическое, но и творческое) над классовым, исторически преходящим. Эта идея осознается как свобода и звучит гимн этой свободе - кульминация и рефрен.

Сходная идея (приоритет родовой человеческой сущности над общественными условностями) и в сюжете "Ромео и Джульетта", но там герои принадлежат к одному классу. Здесь же, как и положено в сказке, где идея доводится до предельного напряжения, выбраны социальные полюса.

"Темы покорности и подчинения" тоже в наличии и это традиционный для народной сказки ресентимент: только в сказке бедняк и дурак берут верх над своими господами. Если авторке было угодно пнуть советские идеологемы, то она должна была бы сказать: вот, пролетариат в образе трубадура овладевает, и т.д. и т.п.

В итоге можно только поразиться - в очередной раз - насколько разно понимание свободы и насколько заточенный на высматривание всякого гендерного неравенства глаз при этом слеп к неравенству классовому и к максимально ясно выраженному идейному посылу произведения, произведению прямо-таки тенденциозному! При том что в по-настоящему искусных вещах тенденциозности и не должно быть, как хорошо известно (не всем).

Органичность формы и содержания, когда даже тенденциозность не вредит - это св-во лучших произведений лучших лет советской эпохи, свидетельство случавшейся органичности тогдашнего мировоззрения и мировосприятия - органичности максимально высоким целям человечества и его родовой сущности.
Органичности (будем скептическими реалистами) только в общем, когда негатив относится к преходящим частностям. Это как я понимаю и есть суть метода социалистического реализма и не только реализма.

Противоположный метод - выпячивание негатива - есть "чернуха".

Понятно, какой эпохе принадлежит какой метод. Понятна уникальность и неповторимость (невоспроизводимость из-за недостижимого уровня) этих произведений в др. социальных условиях. (Как видим, даже непонятность для высоколобой критики.)
Можно поэтому ожидать дальнейшего роста мировой популярности в массах таких произведений (и оценку их наравне с шедеврами античности), которые мы с свое вр. воспринимали как само собой разумеющийся рядовой уровень.


Я ни в коем случае не противник тенденциозной поэ¬
зии как таковой. Отец трагедии Эсхил и отец комедии Аристо¬
фан были оба ярко выраженными тенденциозными поэтами,
точно так же и Данте и Сервантес, а главное достоинство
«Коварства и любви» Шиллера состоит в том, что
это — первая немецкая политически-тенденциозная драма.
Современные русские и норвежские писатели, которые пи¬
шут превосходные романы, все сплошь тенденциозны. Но я
думаю, что тенденция должна сама по себе вытекать из по¬
ложения и действия, без того, чтобы ее особо подчеркивали,
и что писатель не обязан подносить читателю в готовом
виде будущее историческое разрешение изображаемых им
общественных конфликтов. К тому же в наших условиях
роман обращается преимущественно к читателям из буржу¬
азных, т. е. не принадлежащих прямо к нам, кругов, а
поэтому социалистический тенденциозный роман целиком
выполняет, на мой взгляд, свое назначение, правдиво изобра¬
жая реальные отношения, разрывая господствующие условные
иллюзии о природе этих отношений, расшатывая оптимизм
буржуазного мира, вселяя сомнения по поводу неизменности
существующего, — хотя бы автор и не предлагал при этом
никакого определенного решения и даже иной раз не стано¬
вился явно на чью-либо сторону.
...

...Я далек от того, чтобы винить Вас в том, что Вы не
написали чисто социалистического рассказа, «тенденциоз¬
ного романа», как мы, немцы, его называем, для того чтобы
подчеркнуть социальные и политические взгляды автора. Я
совсем не это имею в виду. Чем больше скрыты взгляды ав¬
тора, тем лучше для произведения искусства. Реализм, кото¬
рый я имею в виду, проявляется даже независимо от взгля¬
дов автора...
Tags: классовое сознание, культура, пропаганда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments