Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Categories:

Семья и школа

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ

1. Не может быть социалистического общества без общественного воспитания. Совершенно невозможно представить себе, чтобы в государстве, основанном на плане, стихия воспитания не была в руках государства.

// ЕК: Ранее я уже отмечал в дискуссиях, что рыночное распределение через магазины – такая же анархия распределения, как товарное производство – анархия производства. Теперь же получаем «троицу»: к пр-ву и распределению + старо-семейное воспитание есть анархия в воспитании. При сохранении любого члена этой триады он вносит разрушающую анархию в остальные два, чем незаметнее, тем вернее подрывая любое плановое начало в обществе.
Разумеется надо быть готовыми к тому, что и в следующий раз на лозунги плановой организации общества будут претендовать бюрократы и шкурники из нашей же среды, постаравшиеся понять централизованное распределение как спец-кормушки для избранных, а воспитание - через госучреждения: обычные приюты, школы и д/с для всех остальных. Поэтому, разумеется, не «в руках гос-ва», а в руках общества, класса. И ростки такой организации должны прорастать снизу, задача же гос-ва диктатуры пр-та – создать благоприятную для этого среду.


2. Современное советское общество в вопросе о воспитании находится на более сложном положении, чем общество дореволюционное. Царская Россия имела все основания считать своим надежным помощником в деле воспитания семью, поскольку семья была основным, признанным и закрепленным первичным коллективом в обществе. Семья, в особенности семья буржуазная, идеологически всегда должна была стоять в одной плоскости с государственной властью. В этом участии семьи в государственном плане воспитания лежали отчасти и причины ее крепости. Супруги необходимо должны были быть связаны религиозными и юридическими цепями, обязательно на всю жизнь, если они несут ответственность за воспитание детей. Женщина при возможности должна быть нянькой и хозяйкой и необходимо должна «бояться мужа»; крепость семьи приводила к принципу единоначалия, к власти одного над другим. Дисциплина в семье была так же необходима старому обществу, как и гарантия того, что каждый ребенок обеспечен надолго отцом и матерью. Таким образом, вся архитектоника семьи была приспособлена к тем воспитательным задачам, которые на эту семью возлагались.

В нашем обществе мы тоже видим семью, но мы стоим на совершенно иной позиции по отношению к семье... Женщина в нашей семье уже не нянька и хозяйка, а прежде всего активный и производящий член общества. ...В семье новой оба компонента равны и свободны, где они оба участвуют в производстве, где они могут в случае необходимости уйти один от другого. ...Старая крепкая семья с матерью-хозяйкой, с властью отца и отеческим ремнем, может быть, и воспитывает, но наверняка воспитывает не того, кто нам нужен...

3. В таких обстоятельствах можем ли мы хотя бы приблизительно сказать, что у нас вырастает и что у нас вырастет из наших детей. Где у нас гарантия, что из нашего теперешнего детства не вырастут самое наглое шкурное мещанство или растяпы и лежебоки «без царя в голове» и без уважения к себе и другим? И если сейчас в ответ на эти вопросы мы можем только развести руками и повертеть головой, дескать, не знаем, [то] что [будет] через пять лет, когда наша промышленность потребует не одну тысячу женщин на производстве, когда в семью войдет матерью нынешняя свободная девушка, воспитанная нами в презрении к пеленочной и печной квалификации, - мы обязательно скажем, что именно воспитание наших детей осталось без необходимых для этого инструментов. Тот первичный коллектив, который раньше выражался в семье, мы [еще] ничем не заменили, ибо нельзя же таким первичным воспитательным коллективом считать школьную группу.

4. ... Только детский дом, наполненный здоровым детством, знающим, что где-то на фабрике работают отец и мать, имеющим с ними связь и не лишенным ласки матери и заботы отца, только такой детский дом будет настоящим советским соцвосом, потому что в нем объединятся как воспитательные деятели и государство, и новая семья, и совершенно уже новый деятель - ребячий производственный, и образовательный, и коммунистический первичный коллектив.

...
Вот почему для нас, практических работников, даже трудно решить, что же это такое - педагогическая «теория». К нам приходят новые товарищи, только что окончившие вуз, только что освоившие педагогическую теорию, и они нам не приносят ничего нужного, никакой новой струи не вливают в наши застоявшиеся реки. В течение двух-трех лет они на наших глазах забывают эту самую теорию и постепенно приучаются полагаться больше на эрудицию, здравый смысл и житейский опыт, и в то же время они вместе с нами возятся с нашими проклятыми проблемами, которые где-то там повыше не считаются не проклятыми, ни педагогическими, даже проблемами.
...

РЕЦЕНЗИЯ НА РУКОПИСЬ "РУКОВОДСТВО ДЛЯ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ"

Неверен, на наш взгляд, анализ причин, вызвавших увеличение количества дел детей из семей. Конечно, суть не в том, что увеличился и углубился охват работы: всюду в комиссиях сильно сокращены штаты, общественность далеко не привлечена к этой работе, при помощи каких живых сил мог увеличиться охват? Тут дело гораздо глубже: комиссия - это до известной степени барометр состояния детства, а следовательно, и некоторых групп общества как воспитательного деятеля. Значительные группы бывшего «общества», не принявшие искренне Октябрьскую революцию, а только подчинившиеся диктатуре пролетариата, остались без определенного мировоззрения, а следовательно, без уверенной воспитательной системы. Такая семья перестала быть воспитательной средой. Она не может дать ребенку старой моральной нормы, но в то же время противодействует новой. Выпадение несовершеннолетнего из такой семьи - явление вполне естественное и даже социально здоровое, но в некоторых случаях, под влиянием случайных причин, такое выпаденеие приводит к правонарушению. Процесс этот был замечен комиссиями в таких семьях года два тому назад: мать торгует, мать машинистка, вдова присяжного поверенного, иногда отец рабочий, а мать торгует.

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УССР
...
Сравнительно отстают от общих темпов девочки. Существенным обстоятельством до сих пор является чрезвычайно слабый прием 1931 г., почти целиком из детских домов. Тогда число девочек было утроено.
С тех пор прошло два с половиной года, а до сих пор весь актив девочек сплошь состоит из старых коммунарок 1927-1930 гг. Например, из 8 командиров отрядов девочек нет ни одной более поздного приема, чем 1930 г., в то время как из 20 командиров отрядов мальчиков - 8 приема более поздного.
Активизация этой группы девочек очень затруднена их отсталостью и уже сложившимися привычками и наклонностями, среди которых раннее половое развитие и связанные с ним явления играют первую роль: из пяти случаев брака за 1933-1934 гг. четыре приходится на эту группу девочек.
Трудность этой группы девочек осложняется тем обстоятельством, что они пришли в коммуну в возрасте 15-16 лет, следовательно, мы не имели для работы с ними необходимого «разгона». Уже более младший состав коммунарок, находящийся в пионерских отрядах, в настоящее время выше указанной группы.
Как раз в этой среде группы наблюдаются яркие факты полового влечения. Мы были застигнуты этими явлениями в самое трудное время, когда пришлось проводить большую работу с новым приемом более 200 человек.
Все же коммуна в разрешении половой проблемы не стала на путь прямого подавления и осталась в границах свойственных коммуне форм коллективного воспитания. Нам удалось ликвидировать в самом начале проявления половой распущенности, которые уже потому сильно угрожали нам, что в приеме 1931 г. было несколько девочек проституировавших. Удалось локализовать половое влечение в границах определенных пар, связанных дружбой и намерением вместе пройти жизненный путь. При первой возможности мы помогли этим парам устроить семейную жизнь, обеспечив их работой, квартирами и первоначальной помощью.
Проявление на территории коммуны этих семейных образований сильно охладило многих, так как доказало, что любовь связывается с реальной ответственностью.
Благодаря этому в последнее время мы отмечаем наличие сильной реакции в коллективе, и общее положение в обществе девочек значительно улучшилось, усилилась активность в школьной и во внешкольной работе, появились десятки девочек-физкультурниц, членов различных кружков, в том числе даже планерного, уменьшился интерес к нарядам и сплетням.
...

ОБЬЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ДЕТСКОГО КОРПУСА
...
Наш теперешний беспризорный - это не продукт классового распада...
Теперешний беспризорный - это прежде всего ребенок, потерявший семью.
Причин этому много: более свободная форма семьи, отсутствие принудительного сожительства, более напряженное движение человека в обществе, большая загруженность отца и матери работой, отход женщины от семейной ограниченности, материальные и прочие формы противоречий. А в то же время остались и действуют и ранее существовавшие формы потери семьи: смерть одного из родителей, измены, мачехи, болезни и инвалидность.
Если ребенок раньше был собственностью своего отца и до конца подчинялся не только его авторитету, но и его палке, то теперешний ребенок, в особенности мальчик, абсолютно не склонен к собственному обезличиванию. Он считает себя вправе отказаться от принадлежности к семье и уходит. Отцы и дети в наше время почти на равноправных позициях, нет уже того, что раньше держало семью связанной, - деспотической власти отца, освященной всей моралью общества... Отцы тоже не очень церемонятся с детьми. Я знаю почти анекдотический случай такого типа: родители отправляют сына на два дня погостить к тете, а когда сын возвращается в отчий дом, он не находит ни родителей, ни вещей, никаких следов - семья выехала неизвестно куда.
// ЕК: Сейчас-то народец измельчал, всё больше сбегает в виртуал или наркотики.
Мы можем сколько угодно штрафовать родителей или принудительно возвращать детей к ним - это совершенно безнадежное или бесполезное занятие.
Сами дети это очень хорошо понимают. Понимают это и родители. В настоящее время я принимаю ежедневно несколько десятков просителей. Из них очень немного беспризорных. Большинство же - дети из семьи или родители.
...


НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ О ШКОЛЕ И НАШИХ ДЕТЯХ
...
Старая школа (царская) была очень выдержанна в отношении стиля. В средней школе учительство было крепко организовано как определенная ветвь чиновничества, связано табелью о рангах, движением по службе, ясным положением в обществе и очень твердой системой представлений об ученике, его обязанностях, его перспективах и, конечно, такой же твердой шкалой норм, касающихся ученика, его успеваемости, поведения и пр. Этой определенности соответствовали многие внешние формы и процедуры, начиная, скажем, от ритуала экзаменов и кончая формой классовых журналов.
Этой определенности соответствовала такая же определенность детского общества средней школы. Как бы часто теперь ни отмечались многие недостатки старой школы, ее казенный формализм, ее бездушность, это не исключает в общем того обстоятельства, что детское и юношеское общество средней школы находилось всегда в очень точной сфере различных норм, подчинялось этим нормам и приспособилось к ним, хотя часть и вырабатывала своеобразные формы оппозиции. Партия учителей и партия учеников в средней школе часто противостояли друг другу, но даже это противостояние проходило в определенных традиционных формах, т.е. в некоторой степени признавалось как некоторая дополнительная форма, нисколько не разрушающая общую систему.
В начальной старой школе, земской и городской, учительство не было чиновным, здесь не было бездушности и формализма, но и в этой школе работа и жизнь были сильно нормированы.
Наконец, в старое время совершенно определенной была позиция ребенка в семье. Власть родителей не вызывала никаких сомнений и простиралась очень далеко «количественно и качественно». Не только замужество дочери, но и жизненный путь сына находились в значительной мере в сфере отцовской власти. Это не вызывало даже особенных протестов младшего поколения, ибо семья как «первичный педагогический коллектив» был почти государственным учреждением, авторитет которого был обеспечен и вековой традицией, и реальными интересами членов семьи.
...
Советская школа... еще не выработала своего стиля, своих традиций, своего тона. В таком же положении находится и семья. Возвращение к старому стилю невозможно, потому что исчезла старая структура общества, исчезли старые традиции, их никто не может возродить, даже если бы хотели. И поэтому, если в порядке некоторой растерянности мы иногда пытаемся восстановить что-нибудь старое (например, экзамены), у нас получается не то. Мы сами собственными руками на другой же день после первого энергичного решения начинаем вносить уничтожающие решение поправки.
...
Наша школа должна быть построена на фундаменте, отличном от фундамента старой школы. Там фундаментом было чиновное учительство и авторитарная семья. Нашим фундаментом должны быть педагогические коллективы, коллективы учеников и новая семья, которая тоже должна принять форму трудового коллектива. Ни того, ни другого, ни третьего у нас пока что нет, и их нужно создать...


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАВОДЕ "ШАРИКОПОДШИРНИК" 24 ОКТЯБРЯ 1936 Г.
...
Но должен сказать вам, что в настоящее время перед нами возникла другая, чрезвычайно важная задача - это воспитание тех детей, которые выпадают из семьи. Это небольшой процент, но даже один-два процента нас не устраивают.
Есть такие семьи, которые с ребятами, в особенности с мальчиками, не умеют справиться по-настоящему, по-советски, не умеют воспитывать настоящих будущих граждан. Таких детей мы получаем сейчас в наши колонии, и признаться вам, они труднее беспризорных. Они труднее потому, что беспризорных портила улица и некоторые педагоги, а этих портят и улица, и педагоги, и родители.
...
Вы знаете, в старое «доброе» время родительский авторитет базировался на третьей заповеди: «Чти отца своего и мать свою, и благо тебе будет». Сам бог приказал чтить, и за это обещалась определенная награда. Будешь чтить - будет тебе хорошо, получишь наследство, получишь приданое, получишь имение от папаши и мамаши.
Так как большинство родителей не имело никаких благ, то обещать своим ребятам награду за почтение было, собственно, не из чего. Таким родителям предлагалось обещать благ со знаком минус, т.е. чти, но если не будешь чтить, то будет тебе порка.
Выходит, что родительский авторитет был построен на законе божьем. А теперь на чем построен родительский авторитет? Никакой исповеди нет, никакого наследства, никаких благ нет - ни со знаком плюс, ни со знаком минус.
...

ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ
...
У меня был один замечательный случай. Произошел он в интересной обстановке.
...совершенно неожиданно вваливается товарищ довольно культурного вида, но видно, что человек только что из вагона, очень запыленный, и говорит:
- Я приехал из Мелитополя. Я получил сведения о том, что у вас живет мой сын Вася Столяров.
- Да, есть такой.
- Так вот, я его отец. Он убежал из дому, я его полгода искал, теперь
узнал, что он у вас, приехал за ним.
Человек волнуется, голос у него дрожит.
- Ну что ж, пожайлуста, позовите Васю.
Прибыл Вася. Мальчику лет четырнадцать. Мальчуган полгода пробыл в
коммуне. В форме, подтянутый, умеет стоять, смотреть, все как полагается.
Пришел, встал, спрашивает:
- Вы меня звали?
- Да, приехал твой отец.
- Отец?
Ну, уж здесь все формы исчезли: бросились друг к другу в обьятия, целуются, любовь необычайная: отец любит сына, сын любит отца и т.д.
Кончились обьятия и поцелуи. Мальчик привел себя в порядок. Отец говорит:
- Так вы его отпустите со мной?
- Пожайлуста, решает сын. Как он захочет, так и будет. Захочет ехать с
вами, пусть едет.
И вот этот самый мальчуган, который только что плакал от радости, покраснел, смотрит на меня, качает головой и говорит:
- Не поеду.
- Почему, ведь это же твой отец?
- Все равно не поеду.
Отец побледнел.
- Как не поедешь?
- Не поеду.
- Почему?
- Не поеду - и все.
- Почему ты не хочешь ехать? Это же твоей отец?
- Не хочу, не поеду.
Отец начал горячиться:
- Хочешь не хочешь, а я тебя возьму.
Здесь мои командиры вступились:
- Здесь вы никого не можете взять, он коммунар-дзержинец; можете ему поклониться, захочет - поедет, не захочет - не поедет.
Отец упал в кресло. Истерика. Заволновались. Успокаивали его, успокаивали, водой поили. Успокоился он немного, говорит:
- Позовите Васю.
- Нет, теперь не позову.
- Да, ведь только попрощаться.
Посылаю своего связиста:
- Спросите, хочет Вася попрощаться с отцом?
Пришел Вася. Опять начали плакать, обниматься, целоваться. Когда все
кончилось, Вася спрашивает:
- Мне можно идти?
- Пожайлуста, иди.
Он ушел, а я с отцом еще часа два сидел, смотрел на него. Он сидел в
кресле, вздыхал, плакал, успокаивался, опять плакал. Так и уехал без Васи.
...

Я считал себя, хвастливо считал, великим специалистом по перековке всякого рода правонарушителей. Я и думал: «Что такое ребенок, имеющий семью, разве трудно его перевоспитать, это же мелочь». А как посмотрел я на этих ребятишек, имеющих родителей, так и увидел: куда наши правонарушители годятся.
Убийца, развратник, вор, самый отчаянный «путешественник» по сравнению с ребенком, имеющим папу и маму, просто агнец кроткий.
Дети, имеющие семью, большей частью были из хороших семей и очень балованные. Были такие, которые говорили:
- У моего папы «Бьюик», у моего папы «Линкольн».
Были такие, которые привыкли ездить только в международных вагонах. И
вот эти были самыми трудными.
Беспризорный только на меня рассчитывал, на меня одного смотрел:
человек дает мне путевку в жизнь. И хоть я иногда давал эту путевку в жизнь грубо, но он знал, что все-таки это путевка в жизнь.
Ну, а этот ребенок как смотрел на меня?
- Что вы со мной так разговариваете, вы знаете, кто мой папа, вы знаете, кто моя мама?
А в случае чего «смывался» и шел домой.


// ЕК: Эта публикация будет пожалуй последней в данном цикле, хотя у Макаренко можно найти еще много свежих и глубоких идей, изложенных хорошим языком.
Tags: Макаренко
Subscribe

  • Западный взгляд на советскую мультипликацию

    ...использование красного цвета вызывает темы покорности и подчинения в советской и постсоветской анимации... Ш. Вайсер "Женщина в красном..." (Это…

  • О фракционности

    Фракционность неизбежна в любом живом движении, следовательно, и в строящей соц-м партии. В СССР (это как бы первый уровень системы соц-ма) она…

  • Эстонский марксизм

    Неожиданно интересная книга Паульман В.Ф._Исповедь ревизиониста из Прибалтики_2010. Написана хорошим языком, легко читается. Автор - эстонец…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Западный взгляд на советскую мультипликацию

    ...использование красного цвета вызывает темы покорности и подчинения в советской и постсоветской анимации... Ш. Вайсер "Женщина в красном..." (Это…

  • О фракционности

    Фракционность неизбежна в любом живом движении, следовательно, и в строящей соц-м партии. В СССР (это как бы первый уровень системы соц-ма) она…

  • Эстонский марксизм

    Неожиданно интересная книга Паульман В.Ф._Исповедь ревизиониста из Прибалтики_2010. Написана хорошим языком, легко читается. Автор - эстонец…