Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Categories:

Литературное

Недавно А.Манчук провел опрос-рейтинг современной русской лит-ры
http://kermanich.livejournal.com/405774.html

Чаще всего упоминали Мириам Петросян "Дом, в котором..." и Дивов "Выбраковка". Сам же наш кормчий рекомендовал «Сердце Пармы» Иванова. Я натурально заинтересовался и решил ознакомиться. Быстро найти «халявные» тексты не получилось, ну и ладно – зашел в магазин.
Полки ломились.
«Дом...» оказался толстенным «кирпичем» размером с «Капитал», ценой под тыс.руб., наполненным каким-то сюр-реалистическим текстом. Из быстрого пролистывания понял только, что Дом – это персонаж типа Соляриса.
«Сердце Пармы» - альтернативная история про ожидающий нас в будущем феодализм. Таких текстов сейчас километры.
Я, конечно, подростком тоже был без ума от фантастики, но если вся стоящая лит-ра – фантастика, то значит лит-ры просто нет.

У того же автора решил лучше взять "Географ глобус пропил"[морду набил], т.к. это чистый реализм, и темой «семья и школа» я специально интересуюсь.
По прочтению никакого восторга не испытал. Местами весьма забавно и мило, но общее впечатление – довольно слабо и растянуто. Хорошо показан кризис и распад буржуазной (пролетарской) семьи и полное падение системы воспитания и образования, можно брать куски для иллюстрации своих мыслей. Но жанр этого романа? – это не критический и не соц. реализм, а какой-то постмодерновый. В него можно было безболезненно вставить и элементы фантастики и мистики, т.к. всё равно – «не верю». Т.е. опять же - фантастика.
По сюжету о половине мест можно сказать словами Горького [все слова Горького см. тут: http://master-genie.livejournal.com/271837.html ] : «Все эти истории были как-то особенно просты, как будто они совершались в стране, населённой жуликами обоего пола, все эти жулики ходили голыми, а любимым их удовольствием был свальный грех.» Только жуликов надо заменить на алкашей.

Сделал вывод, что не велика потеря – не читать современную беллетристику. Когда у общества нет ориентиров, компаса и маяков, то и лит-ра будет постмодернистским мало-осмысленным мычанием.

Далее характерный кусок (из лучших) из «Географа»:

Сразу после звонка зондеркоманда расселась за пар¬ты с откровенным интересом к предстоящему. Служкин насторожился. Он прошелся у доски, словно пробуя пол на прочность, и сказал:
— Записываем тему урока...
Доска была исчеркана крестиками-ноликами, и Служкин взял тряпку. Вздох восторга промахнул по зондеркоманде за его спиной. На перемене смочить сухую тряпку в туалет бегал Ергин. Теперь от тряпки явственно пахло мочой.
Служкин побелел скулами и покраснел ушами, но не изменил выражения лица. С тряпкой в руках он продолжил:
— ...«Профилирующие отрасли хозяйства Средней Азии».
Искоса поглядывая на Служкина и гомоня, зондер¬команда склонилась над тетрадями. Служкин вышагивал перед доской, словно в забывчивости держа тряпку в руках. Девочки на передних партах морщились. На галерке Градусов и присные с досадой зажужжали: Гео¬граф тупорылый, не отразил, что сделали с его тряпкой!
Безостановочно диктуя, Служкин медленно углу¬бился в проход между рядов. При его приближении Ергин с фальшивым усердием принялся строчить в тет¬ради, на страницах которой пестрели химические фор¬мулы. Служкин сделал еще шаг и вдруг ловко ухватил Ергина левой рукой за затылок, а правой прилепил к его физиономии тряпку и тряпкой начал тереть ергинскую рожу, как Аладдин свою лампу. Все произошло совершенно беззвучно, быстро, и зондеркоманда охнула только тогда, когда Служкин с грохотом выломал тихо завывающего двоечника из-за парты, как доску из забо¬ра, и поволок к выходу.
Вытащив Ергина в коридор и не прикрыв дверь ка¬бинета — чтобы зондеркоманда ужаснулась всему в по¬дробностях, — Служкин тщательно повозил обомлевше¬го двоечника по полу, от всей души отвесил ему не¬сколько таких пинков, от которых затрещал организм Ергина, и выбросил его вниз с лестницы. Только после этого Служкин запер дверь и пошел мыть руки.
Он вернулся в класс с поддернутыми, как у эсэсов¬ца, рукавами, с красными от холодной воды руками и с таким лицом, будто бы он был Сизифом, который только что наконец вкатил свой камень на вершину горы.
Tags: культура
Subscribe

  • Проблема реализации

    (и ее разрешение как необходимый вывод из предыдущего сценария) Проблема реализации прочно связана с именем Р. Люксембург (хотя восходит еще к…

  • Современный прудонист

    если из этих 150 000 единиц половина не будет продана, то это значит, что мы заплатили 1 001 000 часов жизни людей только за 75 000 товаров!…

  • Марксовы схемы воспроизводства - сценарий для ТикТок

    Заголовок: простое воспроизводство («Капитал»,2-20) за 1 мин. на условном примере. 1. Исходное состояние - натуральное хоз-во. Появляется…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Проблема реализации

    (и ее разрешение как необходимый вывод из предыдущего сценария) Проблема реализации прочно связана с именем Р. Люксембург (хотя восходит еще к…

  • Современный прудонист

    если из этих 150 000 единиц половина не будет продана, то это значит, что мы заплатили 1 001 000 часов жизни людей только за 75 000 товаров!…

  • Марксовы схемы воспроизводства - сценарий для ТикТок

    Заголовок: простое воспроизводство («Капитал»,2-20) за 1 мин. на условном примере. 1. Исходное состояние - натуральное хоз-во. Появляется…