Изображается пожар. Целая толпа взрослых ребят увидела дым. Что эти ребята делают?
«Началась паника. Кто-то из малышей заплакал трусливо...» (Читает.) Ни один из воспитанников не бросился туда, а бросилась женщина. «Минут через 5 в дверь постучали...» (Читает.) Женщина спасает забытого на пожаре мальчика. Чем кончилось дело? «Всех ребят перевели в дворецкую». А что за пожар, кто тушил пожар - неизвестно.
Такое воспитание нам не нужно. Я не могу себе представить, чтобы в моем детского коллективе во время пожара я бросился кого-нибудь спасать. Я должен сидеть в центре и спокойно разговаривать по телефону. Все сделают ребята - и спасут, и потушат, и придут доложить, что все кончено. Иначе в советском детском коллективе быть не может.
...
Я вам напомню чрезвычайно тяжелый случай, бывший недавно под Калининым, в селе Давыдово: убийство учительницы одним учеником. В том, что ученик выстрелил в учительницу, нет ничего хитрого. Такие случаи личного болезненного припадка, случаи личного разложения под влиянием дурного окружения возможны. Это индивидуальный припадок, единичный случай, который меня не пугает. Но меня страшно поражает, я не могу понять, как это могло случиться, что 24 мальчика 7 класса в панике убежали, увидев ружье в руках своего сверстника. Я не представляю себе таких мальчиков. Не могу понять, как их воспитывали и чего от них можно ожидать в дальнейшем.
...
Из своей практики и из практики многочисленных моих товарищей в разных
колониях я прекрасно знаю, что при пожаре, при несчастном случае,
угрожающем коллективу или отдельному члену коллектива, тем более учителю -
руководителю коллектива, на помощь бросаются все ребята, весь коллектив
без размышления о том, что можно погибнуть, что будет неприятно. Только
такой коллектив может быть назван настоящим, нашим, советским коллективом.