Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Диалектика телевизора

"Для того, чтобы пользоваться телевизором, не обязательно знать, как он устроен"

На примере этой шутки проиллюстрируем категорию понятие. По Гегелю это единство бытия и сущности.
Надо заметить, что любое единство противоположностей и есть та самая триада: синтез тезиса и антитезиса. Это обычно приписывается Гегелю, хотя осталось ему от предшественников. Сам он предпочитал разлагать всё на противоположные моменты, а их тождественность называл истиной. Например, пространство и время всего лишь моменты движения, соответственно движение – их истина. Понятно, что в большинстве случаев это натяжка на мертвую схему, из которой не выжать много толку. Тем не менее, если вас внезапно спросят: «Что есть истина?», имеется универсальный ответ :)
Как и положено философу, Гегель всё ещё запутал, но хоть элегантно. То же самое излюбленное единство противоположностей (любое) у него образуют (опять же) понятие (каждый раз своё) и составляют меру. Т.е. эти категории могут употребляться как в специальном, так и в некоем всеобщем смысле.

Итак, телевизор в качестве телевизора существует только для человека – это его бытие. Он определенный наличный предмет, не существует для себя и не скрыт в себе, сам по себе никак не развивается. Т.е. никакая диалектика применительно к нему не нужна. Но процесс его познания неизбежно диалектичен, т.к. движется в противоположностях бытия и сущности.
Для потребителя сущность телевизора – при включении показывать выбранную программу. На этом понятие потребителя останавливается.
Истинное понятие идет дальше вглубь сущности и обнаруживает у телевизора наличие (бытие) блоков (прошу извинения у знатоков, использую остатки знаний) : БП -преобразования входного напряжения в нужный набор напряжений (ага! именно он-то и включается кнопкой), выделения нужной полосы частот, усиления сигнала, выделения аудио сигнала, развертки и яркости, далее для цветного телевизора в зависимости от стандарта сигналов цветности, телетекста; блоков покадровой и построчной развертки, устройств вывода – аудио и видео (кинескопа или ЖК-матрицы). Эти функциональные блоки образуют между собой сущностные связи, могут иметь собственную локализацию или быть реализованы одним аппаратным модулем. Чтобы разобраться, необходимо повторять процесс углубления в сущность каждого блока.
Для, например, блока усиления это каскады усиления высокой и низкой частоты, детектор. Углубляемся в каждый каскад и доходим до транзистора. На этом движение понятия телевизора останавливается. Транзистор – это другое понятие. Чтобы пользоваться им не надо знать физической природы полупроводников, надо только знать его марку. Для телевизора это элементарный неделимый кирпичик. Мастер по ремонту телевизоров может и обладает понятием о физической природе транзистора, но это знание никак не помогает ему в его деятельности и является абстрактным.
В транзисторе (или любой элементарной детали) противоположности бытия и сущности, сущности и явления, явления и видимости сливаются : вот он, транзистор, он выглядит как транзистор и работает как транзистор. Мы понимаем, что это – транзистор, и это истина.
Tags: философия
Subscribe

  • Проблема реализации

    (и ее разрешение как необходимый вывод из предыдущего сценария) Проблема реализации прочно связана с именем Р. Люксембург (хотя восходит еще к…

  • Современный прудонист

    если из этих 150 000 единиц половина не будет продана, то это значит, что мы заплатили 1 001 000 часов жизни людей только за 75 000 товаров!…

  • (no subject)

    Проблемы генезиса капитализма_Под ред. Чистозвонова А.Н._1978. На почве несбалансированного грузооборота в экспортную отрасль развилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments