Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Categories:

Диалектика телевизора

"Для того, чтобы пользоваться телевизором, не обязательно знать, как он устроен"

На примере этой шутки проиллюстрируем категорию понятие. По Гегелю это единство бытия и сущности.
Надо заметить, что любое единство противоположностей и есть та самая триада: синтез тезиса и антитезиса. Это обычно приписывается Гегелю, хотя осталось ему от предшественников. Сам он предпочитал разлагать всё на противоположные моменты, а их тождественность называл истиной. Например, пространство и время всего лишь моменты движения, соответственно движение – их истина. Понятно, что в большинстве случаев это натяжка на мертвую схему, из которой не выжать много толку. Тем не менее, если вас внезапно спросят: «Что есть истина?», имеется универсальный ответ :)
Как и положено философу, Гегель всё ещё запутал, но хоть элегантно. То же самое излюбленное единство противоположностей (любое) у него образуют (опять же) понятие (каждый раз своё) и составляют меру. Т.е. эти категории могут употребляться как в специальном, так и в некоем всеобщем смысле.

Итак, телевизор в качестве телевизора существует только для человека – это его бытие. Он определенный наличный предмет, не существует для себя и не скрыт в себе, сам по себе никак не развивается. Т.е. никакая диалектика применительно к нему не нужна. Но процесс его познания неизбежно диалектичен, т.к. движется в противоположностях бытия и сущности.
Для потребителя сущность телевизора – при включении показывать выбранную программу. На этом понятие потребителя останавливается.
Истинное понятие идет дальше вглубь сущности и обнаруживает у телевизора наличие (бытие) блоков (прошу извинения у знатоков, использую остатки знаний) : БП -преобразования входного напряжения в нужный набор напряжений (ага! именно он-то и включается кнопкой), выделения нужной полосы частот, усиления сигнала, выделения аудио сигнала, развертки и яркости, далее для цветного телевизора в зависимости от стандарта сигналов цветности, телетекста; блоков покадровой и построчной развертки, устройств вывода – аудио и видео (кинескопа или ЖК-матрицы). Эти функциональные блоки образуют между собой сущностные связи, могут иметь собственную локализацию или быть реализованы одним аппаратным модулем. Чтобы разобраться, необходимо повторять процесс углубления в сущность каждого блока.
Для, например, блока усиления это каскады усиления высокой и низкой частоты, детектор. Углубляемся в каждый каскад и доходим до транзистора. На этом движение понятия телевизора останавливается. Транзистор – это другое понятие. Чтобы пользоваться им не надо знать физической природы полупроводников, надо только знать его марку. Для телевизора это элементарный неделимый кирпичик. Мастер по ремонту телевизоров может и обладает понятием о физической природе транзистора, но это знание никак не помогает ему в его деятельности и является абстрактным.
В транзисторе (или любой элементарной детали) противоположности бытия и сущности, сущности и явления, явления и видимости сливаются : вот он, транзистор, он выглядит как транзистор и работает как транзистор. Мы понимаем, что это – транзистор, и это истина.
Tags: философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments