Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Окончательный диагноз

Окончательный диагноз
или Причина краха СССР
или Сталинская премия по экономике
или Дарвиновская премия для СССР

«Дар Ветер, не отрываясь, смотрел на неуклюжий, тяжелый остов древней твари. Увеличение мускульной силы вызвало утолщение костей скелета, подвергавшихся большой нагрузке, а увеличивавшаяся тяжесть скелета требовала нового усиления мышц. Так прямая зависимость в архаических организмах заводила пути развития множества животных в безысходные тупики, пока какое-нибудь важное усовершенствование физиологии не позволяло снять старые противоречия и подняться на новую ступень эволюции. Казалось невероятным, что такие существа могли находиться в ряду предков человека с его прекрасным, позволяющим изумительную подвижность и точность движений, телом.»

Казалось бы, к чему эта цитата из ТА ?
А вот сравните:
(Валовой Д.В. От застоя к развалу.)

…Как выяснилось, резервы рабочей силы есть практически на всех предприятиях. Чтобы воспользоваться ими, надо бы повсеместно внедрить щекинский метод. Но на этом пути есть серьезная преграда. Согласно инструкции, «плановый фонд заработной платы определяется умножением расчетной численности работников на их среднюю зарплату». Это означает что сокращение числа рабочих на предприятии автоматически уменьшает фонд зарплаты. Кто на это пойдет?! Тогда Гроцескул уговорил вышестоящее руководство «своих» предприятии не уменьшать им фонд зарплаты в связи с сокращением рабочих, разумеется, при сохранении прежнего объема производства. Дефицит перекрыли с лихвой. Самым трудным «орешком», вспоминал секретарь горкома, оказался хлебокомбинат. И вот почему.
По мере роста благосостояния советских людей и разнообразия продуктов питания потребление хлеба на душу населения уменьшается. В 1980 г. расход хлебопродуктов на душу населения уменьшился против 1940 г. на 28,7%. Однако Госплан планирует министерству, а оно предприятиям увеличение выпуска хлеба, так же как, скажем, металла, спрос на который неуклонно повышается, от достигнутого уровня в рублях.

Однако у большинства хлебных заводов возможности для маневра ассортиментом ограничены. Поэтому для них главным путем выполнении задании по валу является выпуск массовых сортов хлеба в тоннах, часть которого идет... в мусоропроводы. Только в пищевые отходы там, где налажен их сбор, попадает более 5% произведенного хлеба.
// В др. месте выясняется, что пресловутая скупка дешевого хлеба частником на откорм скоту – следствие того же, и фактически сознательно предусматривалась производителем. А я-то раньше, как наверное и все, пенял на зловредного мелкого собственника!


Многие из руководителей, ушедших на заслуженный отдых, не жалея сил трудились над созданием показного благополучия по вверенных им отраслях, регионах, объединениях, предприятиях, совхозах и колхозах. Тогда это высоко ценилось, и многие из них стали Героями Социалистического Труда, депутатами и лауреатами. Но все, что они так усердно накручивали и приписывали, ныне стало «достигнутым уровнем», от которого вновь назначенные руководители должны идти дальше и выше. А «созданный» объем во многих случаях не только повышать, но и просто удерживать немыслимо без применения тех же средств и методов, с помощью которых он достигался. Как тут быть? И дальше следовать проторенной дорогой? Теперь это строго карается. А без ускорения, которое многие ошибочно отождествляли с ростом темпов от достигнутого по валу, дела плохие. Положении, как говорится, хуже губернаторского...



С другой стороны, даже если эшелоны мчат беспрепятственно, поезда формируются и обслуживаются отлично, пути и технические средства содержатся в образцовом порядке, топливо и энергия расходуются бережно, но план грузооборота недовыполнен, тогда сразу же все экономические показатели резко ухудшаются. Таким образом, сама система оценки результатов работы транспорта побуждает заботиться не об ускорении доставки грузов, а о том, чтобы «накрутить» как можно больше тонно-километров. Делать это можно по-разному.
И далее автор поясняет как. Допустим, Южной дороге запланировано за год перевезти определенное количество угля из Донецкого бассейна в сторону Москвы по кратчайшему, прямому пути. Но вот на каком-то участке возникает пиковая напряженность с пропуском поездов. Тогда управление дороги решает направить составы с донецким углем кружным путем. Случается, что в поток донецкого вклинивается сибирский уголь. Это уже встречные перевозки. Железнодорожники ничего не имеют против них: наматываются дополнительные тонно-километры, увеличивается грузооборот. За план и экономическое благополучие можно не беспокоиться. А есть тонно-километры — будут и премии, и призовые места.

Наши железные дороги работают очень напряженно. Грузооборот превысил 3 триллиона тонно-километров в год! Астрономическая цифра. Это более половины перевозок, выполняющихся на всех стальных путях планеты, и почти втрое больше, чем в США. А протяженность наших стальных магистралей составляет сто сорок тысяч километров, или около 11% их суммарной длины па земном шаре. Выходит, что каждый километр пути у нас эксплуатируется в шесть-семь раз интенсивнее, чем в США, Канаде, странах Западной Европы. Когда называют подобные цифры, я невольно задумываюсь: а какая же часть этих тонно-километров проделана ради самих тонно-километров? И прихожу к выводу: немалая. В подтверждение приведу один факт.
... в «Правду» в порядке информации вместе с другими материалами из Министерства путей сообщения пришел приказ № 20 от 5 мая «О введении порядка направления груженых вагонопотоков на 1982— 1983 гг.», подписанный заместителем министра Ф. Шулешко. Ниже приводится выдержка из этого любопытного документа.
«В целях освоения заданного объема грузовых и пассажирских перевозок Министерство путей сообщения приказывает:
1. Утвердить на 1982—1983 гг. порядок направления груженых вагонопотоков кружностью по железнодорожным линиям согласно приложению...
2. Начальникам железных дорог, служб движения, отделений и станции обеспечить строгое соблюдение порядка направления вагонопотоков от кратчайшего маршрута следования, не предусмотренного в приложении к настоящему приказу, разрешается в виде исключения заместителем министра путей сообщении, ведающим движением поездов, по обоснованному ходатайству лично начальника дороги».
В приложении, подписанном заместителем начальника Главного управления движения Л. Платоновым и главным инженером этого главка М Степановым, на 22 страницах перечисляются «круги», которые должны совершать поезда. К этому приложению сделано весьма любопытное примечание:
1. Вагоны, груженные скоропортящимися грузами, и вагоны, груженные живностью, направляются кратчайшим путем, кроме отклонений, предусмотренных настоящим приказом (за бюрократическим стилем не сразу поймешь, что речь идет о том, что вагоны, груженные скоропортящимися продуктами и живностью, тоже следует гнать кружным путем.--Д. В.).



Таким образом, при производстве труб и трубок разных диаметров, проволоки разных сечений, листового железа различной толщины и многих других видов одинаковой продукции, выпускаемых на одном и том же оборудовании, только выбор параметров продукции позволяет завышать стоимостный объем в 3—5 раз без дополнительных собственных затрат живой силы и, кстати, без реального увеличения потребительных стоимостей. Чуть-чуть отпустил винтик, и сразу и несколько раз «повысил» производительность труда, «увеличил» объем выпускаемой продукции, а одновременно и фонд зарплаты. Как только начинает «гореть» план или туговато с фондом зарплаты, что на практике случается довольно часто, так руки сами и тянутся к... винтикам, регулирующим параметры продукции. Чем крупнее и тяжелее изделие, тем выгодней оно производителям.
О последствиях такого «регулирования» говорилось в письме ... в «Правду». В нем сообщается, что в Ленинграде 50-миллиметровых чугунных труб днем с огнем не сыщешь и в то же время почти у каждой строительной организации как неликвид лежат трубы диаметром 100 миллиметров. Использование последних вместо 50-мм является грубым нарушением проекта и не везде осуществимо на практике. Кроме того, получается перерасход чугуна 7,3 кг на каждом метре. Если учесть масштабы строительства, то урон обществу огромный.

// И там полно подобных анекдотов, до которых не додумался бы ни один антисоветчик. Кстати, негодность подобной практики понятна даже пресловутой кухарке. А решить проблему не смогла и профессура.

Выводы.

Постоянный «тупой» количественный рост невозможен, и советский мастодонт по логике развития был обречен, даже если бы ЦРУ и пр. работали не против него, а на сохранение. И даже при замене Горби на любую персону по выбору, при условии сохранения той же эк. модели, заложенной еще при Сталине. И свалить вину на «ревизионистов
хрущевцев» не получится – «вал» начался не с них.

Вместо того, чтобы посадить мастодонта на диету для похудания, его ещё пришпорили «ускорением». И костяк не выдержал.
А чтобы отказаться от зомбирующих заклинаний о постоянных успехах роста, надо было отказаться от утверждений о «полной победе соц-ма», т.е. от легитимности собственной власти, что немыслимо ни для одного власть предержащего.

Автор (с говорящей фамилией) в постоянном недоумении, почему не мог достучаться ни до одного из сменяющихся руководителей, и несмотря на очевидные противоречия всякой теории и здравому смыслу, практика остается той же.
А я скажу, почему.

Отказ от вала означал бы немедленное падение «от достигнутого уровня», т.е. падение зарплат, что политически было немыслимо и по сути несправедливо. Надо было одномоментно и сбалансированно произвесит отказ от вала и повышение выплат, что было бы черезвычайно сложно технически и рисковано. Для этого нужна была такая политическая воля, которой отродясь после Сталина не бывало, для чего он сам и сделал всё возможное.
Tags: "госсоциализм", разрыв шаблона, способ производства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments