Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Categories:

Про Афган

По случаю 25 лет выхода из Афганистана российские СМИ дружно подняли волну, затронувшую и блогосферу. Ожидаемо появились рассуждения о допустимости прогрессорства с духе «ТББ», даже более того – о том, чьё «прогрессорство» прогрессивнее: СССР или более технологически продвинутого Запада. Эти абстрактные рассуждения опираются на расхожие представления об А. как «вечной феодальной дыре мира» и страдательном объекте, который только проявляет те или иные реакции на внешние раздражители. Существенным моментом тут является неосознанное и некритическое принятие либеральной т.з. на афганскую революцию как на наведённую, а то и инспирированную Москвой, а на само существование социалистических настроений и движений в столь отсталом обществе как недоразумение или иллюзию.

Чтобы понять действительное положение дел посмотрим на отрывок из статьи 70-х гг.

Под непосредств. влиянием рус. революции 1905—07, … и подъёма нац.-освободит. движения в Брит. Индии и Иране в А. возникло первое политически оформленное движение младоафганцев. Оно выражало интересы представителей интеллигенции, нац. купечества, либерально настроенных помещиков и передовой части офицерства. Младоафганцы выступали за ограничение власти эмира, введение конституции и восстановление полной независимости А. от англ. господства, пытаясь добиться своих целей путём заговора и гос. переворота, что вскоре привело к разгрому движения. Новая волна этого движения стала формироваться под идеологич. воздействием основателя и издателя первой афг. газеты «Сирадж уль-ахбар» (выходившей с 1911 до 1919 два раза в месяц) Махмуда Тарзи, видного публициста, просветителя, поэта, а затем и гос. деятеля. После провозглашения пр-вом Амануллы-хана независимости (февраль 1919) Советское пр-во по инициативе В. И. Ленина объявило о признании полного суверенитета афганского гос-ва. В августе 1919 Великобритания была вынуждена признать независимость. А. Всё это создало условия для осуществления реформ, вытекавших из программных требований младоафг. движения, объективно способствовавших ускорению развития в стране капиталистических производственных отношений и дальнейшему прогрессу экономич. политики и общественно-экономич. мысли. К числу этих реформ относился прежде всего принятый в 1921 «Устав о поощрении промышленности» — первый протекционистский акт афг. пр-ва, согласно к-рому для всех вновь строящихся предприятий предоставлялись бесплатно зем. участки из гос. фонда. Эти предприятия освобождались на десять лет от уплаты всех налогов и сборов, обеспечивались правительств. заказами, получали право в течение пяти лет беспошлинно ввозить необходимое оборудование и др. материалы; для защиты от иностр. конкуренции на товары, аналогичные продукции таких предприятий, устанавливались повышенные импортные пошлины.

В целях преодоления наиболее реакц. и изживших себя феод. и родовых институтов и создания благоприятных условий для накопления нац. капитала и развития производит. сил в стране тогда же были впервые формально отменены патриархальное рабство, налоговые льготы для племён, право ханов племён собирать налоги, общественные натуральные повинности; натуральные налоги на землю и скот были заменены денежными. Многочисл. внутренние и таможенные пошлины заменялись единым сбором, был введён единый таможенный тариф, выпущены новые металлич. деньги и упорядочена ден. система. Переданы гос-ву вакфные земли (земли, отказанные мечетям государством и верующими), начата свободная распродажа пустовавших гос. земель, юридически закреплена частная собственность на землю и разрешена её свободная купля и продажа. Была проведена реорганизация центр. гос. аппарата и его местных органов, введено ежегодное составление и утверждение смет госбюджета; открыты новые светские уч. заведения и пр.

Для объединения разрозненного торг.-ростовщнч. капитала и ускорения процесса его накопления пр-во Амануллы, не ограничиваясь указанными реформами, приняло ряд особых мер. Определённая часть нац. торг.-ростовщич. капитала была объединена в специализированные, отраслевые, смешанные гос.-частные (при личном участии эмира и его ближайших сподвижников) акц. компании (ширкеты). Им была предоставлена монополия на импорт и экспорт определённых товаров с последующим использованием накопленного ими капитала для развития соответствующих отраслей экономики. За счёт бюджетных средств и внешней экономич. и технич. помощи было начато строительство ирригац. сооружений, пром. предприятий, дорог и линий связи, агротехнич. станций и опытных с.-х. ферм. Всё это привело к нек-рому расширению гос. сектора экономики и известному развитию производит. сил.

Пр-во Надир Шаха, пришедшее к власти в 1929, продолжало проводить в области экономич. политики курс, направленный на ускорение нац.-бурж. эволюции афг. общества и экономики. Оно стало в большей степени учитывать в своих мероприятиях интересы усилившейся нац. буржуазии, выразителем к-рых был один из крупнейших купцов, а затем и капиталист Абдул Меджид Заболи. Он предложил пр-ву расширить централизацию разрозненного купеч. капитала для вытеснения из сферы кредитно-ден. операций, внутр. и внеш. торговли инонациональных (в осн. индийских) элементов и превращения части накопленного капитала в промышленный. В связи с этим предлагалось заинтересовать купцов в централизации их капиталов чисто экономически, путём создания специализиров. экспортных и экспортно-импортных ширкетов (торг. компаний) с предоставлением им врем. торг. монополии и последующим использованием их накоплений для развития экспортных отраслей с. х-ва и лёгкой пром-сти. Эту же политику продолжал и пришедший к власти в 1933 Захир Шах. Центром ширкетов стал созданный верхушкой нац. торг. буржуазии во главе с Заболи Афганский национальный банк (Афганнацбанк — Банке милие афган), частью акций к-рого тогда владело афг. гос-во. Этот банк временно выполнял также функции центр. эмиссионного банка, казначейства, монопольного валютно-расчётного центра и монопольной торг. компании по импорту сахара, автобензина и смазочных масел, автомобилей и др.

В 1935 было принято «Положение об управлении и развитии промышленности», в соответствии с к-рым Афганнацбанку, его дочерним торг.-пром. компаниям и предпринимателям были предоставлены существенные налоговые и др. льготы, ещё более расширенные «Положением о промышленности», принятым в апр. 1941. Благодаря успешному использованию всех этих привилегии Афганнацбанку в короткий срок удалось создать разветвлённую сеть дочерних компаний, в т. ч. торг.-промышленных, осуществить централизацию подавляющей части нац. купеч. капитала, вытеснить из внутр. и внеш. торговли и вообще из сферы обращения крупный инд. капитал и возвратить гос-ву с большим приростом весь его капитал, вложенный в Афганнацбанк. Заболи получил в 1938 пост мин. экономики. В 1939—40 он возглавил составление первой пятилетней программы экономич. развития страны и последовавшую вслед за разработкой этой программы новую волну ширкетнзации ещё не охваченных ею средних и мелких купцов. С начала 2-й мировой войны 1939—1945 в экономич. политике афг. пр-ва проводился курс Заболи, направленный на свёртывание гос. сектора в пром-сти путём передачи большей части его предприятий (за исключением завода «Машинхане») Афганнацбанку и его дочерним торг.-пром. ширкетам с сохранением за гос-вом в лице созданного в мае 1940 гос. банка (Ды Афганистан банк) права участия в капитале последних. Это отвечало классовым интересам не только нац. буржуазии, но и мн. крупных помещиков и чиновников гос. учреждений, к-рые всё охотнее становились пайщиками этих ширкетов. Такая политика приводила ко всё большему сращиванию нац. торг. и торг.-пром. капитала с крупным землевладением и гос. аппаратом. Т. о., в экономич. политике А. наметились две офиц. концепции. Первую представлял правящий блок тесно связанных с рынком крупных помещиков и скотовладельцев и верхушки нек-рых, не подчинённых Афганнацбанку ширкетов, с преимуществ. участием гос. капитала. Представителем и проводником этой концепции был Ды Афганистан банк. Вторую концепцию представляла нац. торг. и торг.-пром. буржуазия, сформировавшаяся и действовавшая под эгидой Афганнацбанка. Первая концепция исходила из общих экономич. потребностей господствующих классов и стояла за развитие гос. капитализма и активное вмешательство гос-ва в экономич. жизнь страны в гл. её областях; вторая (особенно после изъятия гос-вом своей доли из капитала Афганнацбанка) отражала гл. обр. интересы узкого круга представителей тех же классов и буржуазии, стремящихся монопольно эксплуатировать трудящиеся массы и ограничить экономич. роль гос-ва развитием инфраструктуры и др. отраслей, создающих благоприятные условия для прибыльного частнокаппталистич. предпринимательства.

Спор между представителями этих двух концепций шёл из-за степени участия гос. и частного капитала в экономич. жизни страны и, следовательно, из-за доли извлекаемых прибылей. Вместе с тем это не мешало им взаимно сотрудничать в смешанных гос.-частных пром. и торг. компаниях и специализиров. банках.

С приходом в сент. 1953 к власти пр-ва Мухаммеда Дауда экономич. политика А. вступила в новый этап, получив название политики «руководимой экономики». Суть этой политики — преимуществ. развитие гос. сектора экономики на базе разработки и осуществления долгосрочных (пятилетних) программ (планов) путём создания как чисто гос., так и смешанных производственных и торг. компаний и банков. Гос. капитал составлял, как правило, не менее 51%. На этом этапе афг. гос. капитализм охватил по существу все отрасли экономики и всю хоз. политику страны. После отставки в марте 1963 М. Дауда пр-во проводило политику «руководимой смешанной экономики», отражающую объективно происходящий в стране процесс развития капиталистич. отношений, и прежде всего гос. капитализма. На совр. этапе социально-экономич. развития А. гос. капитализм представляет собой прогрессивное явление, т. к. в целом он имеет антиимпериалистич. направленность и играет большую роль в становлении и развитии нац. экономики страны. Цель афг. правительств. экономич. политики состоит в том, чтобы, опираясь на гос. сектор в экономике, облегчить капиталистич. предпринимательство в городе и деревне, ограничить действие наиболее архаичных форм производств. и общественных отношений, постепенно приспособить господствующую в стране систему крупного землевладения, базирующуюся на мелкокрест. землепользовании и экстенсивном ведении х-ва, к потребностям капиталистич. развития страны. Вместе с тем правящие круги отрицают необходимость к.-л. коренных социально-экономич. преобразований, в т. ч. и проведения давно назревшей агр. реформы. Нерешённость агр. вопроса обусловливает узость экономич. базы осуществляющихся в стране изменений, что лимитировало и лимитирует предпринимательские возможности прежде всего низших прослоек формирующейся нац. буржуазии. Бурж. эволюция афг. города и крайне отсталой деревни происходит в тяжёлых для трудящихся масс условиях, вызывая недовольство, общественные трения, находящие выход в антиправительственных демонстрациях и манифестациях и служащие поводом для возникновения более радикальных и прогрессивных общественно-экономич. взглядов.

В стране существуют оппозиц. течения общественно-политнч. и экономич. мысли самых различных оттенков: от реакц.-консервативного до либерально-демократического и антикапиталистического. Реакционно-консервативное течение проявилось ещё во взглядах и деятельности т. н. староафганцев (нач. 20 в.), выступавших даже против самых скромных реформ с защитой «устоев ислама и шариата» и привилегий духовенства и феод. племенной знати. Либерально-демократич. течение особенно ярко проявилось в выступлениях парламентской оппозиции и независимых частных газет в 1949—52 и вновь в 1965—69 после конституц. реформы 1964.

Первую волну либерально-демократич. течения возглавили избранные в 1949 в парламент представители возникшего ещё в 1947 общественно-политич. движения «пробудившаяся молодёжь», к-рые, воспользовавшись парламентскими дебатами по вопросу о деятельности в А. амер. инженерно-строит. фирмы «Моррисон — Надсен», потребовали отставки нек-рых скомпрометировавших себя министров и добились принятия в янв. 1951 нового закона о печати, разрешившего издание частных газет и журналов. Получив возможность издавать газеты («Ангар», «Ватан», «Нидаи Халк», «Улус» и т. п.), они использовали их для пропаганды своих взглядов, сводившихся в основном к требованию отмены привилегий крупного частного капитала (т. е. группы Афганнацбанка), принятия мер к облегчению предпринимат. деятельности мелкой и средней буржуазии и т. п. В начале 1952 пр-во закрыло все частные газеты и репрессировало нек-рых представителей этого течения. Вторая волна либерально-демократич. течения возникла в предвыборной борьбе 1965 и особенно ярко проявилась в парламентских дебатах по вопросу введения бурж.-демократич. свобод в 1966—69.

Другие более радикальные представители интеллигенции в газ. «Халк» («Народ», с 1965), а после её запрета с марта 1968 — в газ. «Парчам» («Знамя») печатали статьи, в к-рых провозглашалась необходимость некапиталистического развития А., с перспективой построения в дальнейшем социалистического общества.

[Эти литературные наименования («Халк» и «Парчам») впоследствии так и закрепились за фракциями афганской партии.]


Т.о.:
1) все прогрессивные тенденции в эк. развитии А. последних ста лет связаны с гос. вмешательством и регулированием, становлением гос. капитализма; [для ситуации догоняющего развития это неизбежно и типично]
2) национальная буржуазия делилась на 2 лагеря в соотв. с возможными сценариями дальнейшего развития : «консерваторов» (крупных помещиков, скотовладельцев и пр., связанных с гос. капиталом) и «либералов»;
3) интересам успешного самостоятельного развития страны соответствовала эк. политика «консерваторов», в то же вр. их социально-политическая позиция по понятным причинам была крайне реакционна;
4) разрешиться это противоречие могло только на путях революционного преобразования и широкого демократического движения, т.е. социализма, как логичного продолжения, сохраняющего эк. базу гос. кап-ма, но преодолевающего, снимающего его социальные ограничения.

По понятным причинам эта тенденция встречала противодействие со стороны мирового (т.е. американского) капитала, что было бы так даже вне (понятно в какую сторону действующей) геостратегической ситуации противостояния двух систем.

Топорная операция доблестного спецназа по вырубанию Амина с помощью зенитно-артилерийского огня и проводившаяся с грациозностью слона в посудной лавке советская фактическая оккупация были эпизодами в борьбе двух тенденций. Эпизодами, по сути видимо необходимыми и неизбежными, по форме же ненужными и вредными.

Результатом длительной и кровопролитной борьбы в А. была победа феодальной реакции (староафганцев), победа «прокачанных» западными спонсорами «козопасов» над городом. Но не только. Это была и победа в конечном счете проамериканских либералов, их эк. курса. Вообще, постоянно наблюдаемое трогательное единство акул империализма и арабских шейхов по самому широкому кругу вопросов д.б. имеет своё объяснение в глубинной эк. основе.

Теперь в А. всё как любят либералы – никакого гос. регулирования, гос. банков. Но ничего не работает. [В прошлом году промелькнула информация о бегстве из страны двух главных банкиров, прихвативших весь наличный капитал, д.б. закачанный в эти банки западными спонсорами.]

Пока страна погружается в пучину саморазрушения, медленного самоубийства гос-ва и нации. Это закончится или полной деградацией и зависанием на каком-то стабильном уровне, или (возможно, в случае изменения международной обстановки) новой победой противоположной тенденции, приходом к власти новых патриотов. Тогда нам об этом обязательно сообщат западные СМИ своими истошными воплями.
Tags: политика, ракурс, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments