Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Categories:

О патриотизме

Сюжет с противоборством версальцев и коммунаров, когда социальная повестка совпадает с повесткой защиты отечества, д.б. повторялась в истории сотни раз. Даже первый приход к власти коммунистов в Венгрии в 1919 г. произошел после поражений буржуазного правительства в противостоянии Антанте. Но в том случае не было предательства верхов. История же чаще поставляет примеры с предательством.

1) …Клеомен показал себя незаурядным полководцем; он одержал в 226 г. до н.э. победу над ахейцами. Вернувшись в Спарту, он перебил своих противников — эфоров и приступил к осуществлению реформ. Он переделил землю, наделил участками часть периеков: число граждан было увеличено до 4 тыс. Реформы Клеомена вызвали отклик в разных городах Пелопоннеса, входивших в Ахейский союз. Плутарх пишет, что «даже в Сикионе и Коринфе обнаружились многие, что стояли в связи с Клеоменом...» [т.е. эти «многие» были пораженцами и даже «агентами Клеомена»]. Началась длительная борьба Клеомена с ахейцами. Клеомену удалось одержать ряд побед и тогда ахейцы призвали на помощь македонского царя Антигона Досона. Руководители Ахейского союза готовы были пойти на существенные уступки Македонии, лишь бы сохранить в неприкосновенности свое имущество и власть. Коринф был передан Антигону; в Орхомене поставлен македонский гарнизон; было принято постановление, запрещавшее ахейцам без согласия Антигона посылать послов к другим царям. Македонская армия выступила против Клеомена. Клеомен для увеличения своего войска освободил за выкуп 6 тыс. илотов; но македоняне оказались сильнее. В 221 г. до н.э. разбитый Клеомен бежал в Египет. Антигон вступил в Спарту; все реформы были отменены…

Дальнейшая судьба Спарты, как и остальных греческих городов, оказалась в руках римлян. Острая внутренняя борьба в Греции послужила одной из причин того, что многие представители богатых слоев греков приветствовали вмешательство римлян в дела Балканского полуострова и тем самым способствовали переходу Греции во II в. до н.э. под власть Рима.

2) …Предлогом для войны послужили столкновения между Карфагеном и Масиниссой, непрерывно требовавшим от Карфагена уступки все новых и новых территорий. В 150 г. к власти в Карфагене пришли демократы и попытались (неудачно) оказать Масиниссе вооруженное сопротивление. Воспользовавшись этим нарушением мирного договора, Рим объявил Карфагену войну в 149 г. до н.э. (III Пуническая война). Карфагенский совет, желая избежать борьбы, покорно выполнил все требования Рима: выдал заложников, оружие и снаряжение. Однако вслед за этим римское правительство потребовало, чтобы Карфаген был разрушен, а его граждане переселились на другое место, но не ближе 80 стадий (15 км) от моря. Это требование вызвало в Карфагене взрыв народного гнева и против трусливого совета, предававшего город, и против римлян. Демократические круги, пришедшие в городе к власти, решились защищаться и быстро подготовили Карфаген к обороне. Только после продолжительной осады весной 146 г. до н.э. римские войска штурмом взяли Карфаген.

Шесть дней длился уличный бой. Каждое здание в горевшем городе римляне захватывали только после ожесточенного сопротивления и ценой огромных потерь. Жители города, не погибшие во время боев (из 300 тыс. человек их осталось не более 50 тыс.), были проданы в рабство. По приказанию римского сената город был разрушен до основания (так что и в наше время оказывается невозможным археологически восстановить план доримского Карфагена), а место, где он стоял, было предано проклятию и перепахано.

//
Как видим, патриоты слишком часто терпят сокрушительное поражение. Но это не потому, что они патриоты.
Патриотическое движение – это широкое демократическое движение. Поскольку оно широкое, постольку необходимо должно быть и социальным. Патриотическое движение не может ограничиваться только целями защиты отечества. Защита отечества – лишь толчок и эпизод в борьбе за освобождение социальное. Любой другой «патриотизм» – не патриотизм, а шовинизм.
Т.о., патриотизм – маска социального, его разновидность и подмножество. Социальное же м.б. и «непатриотичным», «пораженческим», не теряя от этого своих достоинств.
Патриотизм чреват поражением потому, что таково свойство борьбы за социальное освобождение, борьбы многочисленных, но слабых низов, которым еще только предстоит «духом окрепнуть в борьбе».

Ну а олигархия не бывает патриотичной по определению.
Tags: история, ракурс
Subscribe

  • Василий Леонтьев о марксизме

    По кн. Экономические эссе. – М. 1990. Как показывает нобелевский лауреат Леонтьев с самого начала этой книги, западная академическая эк. наука никуда…

  • Разбор теории М.Хазина

    Крах США, о неизбежности которого так долго говорил М. Хазин, конечно же произойдет. Но не обязательно скоро. Чтобы понять, надо перевести его…

  • Принципы бюрократии

    По мотивам «К критике гегелевской философии права» Маркса. С примерами из школьного образования [перетащено из Дзена]. 1. Формализм…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment