Evgeniy_K (evgeniy_kond) wrote,
Evgeniy_K
evgeniy_kond

Category:

7. Некапиталистическое накопление при капитализме.

Не всякое накопление происходит в рамках господствующего способа производства. Накопление, производимое в рамках некапиталистических укладов, в конечном счете присваивается капиталом. Но кроме частного накопления, производится и накопление на счёт всего общества.

Это т.н. инфраструктура. Материальная инфраструктура (городская в основном) – это системы жизнеобеспечения (дороги, ЖКХ), среда в целом (т.н. благоустройство), ср-ва рекреации природы и человека (городские парки). К социальной инфраструктуре можно отнести здравоохранение, образование и управление, а также сферу духовного производства (науку, искусство).

Не следует забывать и о военной инфраструктуре, в некоторых странах огромной по объему. Напр., в России железные дороги в значительной степени строились гос-вом (или по гос. заказу) в интересах обороны и являются частью военной инфраструктуры. [Есть мнение, что этим объясняется и сознательно заложенная нестыковка колеи с Европой.]

Понятно, что инфраструктура не является капиталом. Более того, по своим целям она выпадает из сферы материального производства, в которой господствует капитал. Ее цель – воспроизводство не материальное, а социальное, воспроизводство общественной структуры и воспроизводство человека.

Всё это по большей части даже и формально является общественной собственностью разных уровней (муниципальной и пр.) вплоть до общенациональной, т.е. государственной. Накопление в этой сфере велось издавна, напр. строившийся тысячелетия назад Великий Китайский канал активно используется до сих пор. Затем в государственную была обращена бывшая собственность государей (Версаль, Эрмитаж и т.п.). Но теперь эта сфера приобретает всё большую величину и значение, в ней находит занятие всё большее число работников.

Не являясь сферой материального производства, эта сфера может существовать и расти только за счет сферы материального производства. Часть производимой прибавочной стоимости гос-во изымает у капиталистов и вкладывает в инфраструктуру. Затем часть изъятой прибавочной стоимости опять возвращается классу капиталистов в лице бизнеса, занятого работами по подрядам гос-ва. Это частично примиряет капитал с такими изъятиями, но пожалуй большее значение для такого примирения имеет угроза социального разложения в условиях приближения предела для накопления капитала, кроме того, инфраструктура совершенно необходима для успешного продолжения кап. производства в современных условиях. Впрочем, буржуазная партия, известная как ультралибералы, рыночные фундаменталисты или неоконы (в амер. терминах), ведет по всему миру яростную борьбу за полную приватизацию общественного сектора, ошибочно видя в этом резерв для продолжения накопления капитала.

Иногда эта партия получает достаточно влияния в буржуазном правительстве, чтобы частично выполнить свою программу. Так, в РФ приватизированы некоторые предприятия ЖКХ (гор. эл. сети в некоторых городах, водоканал) и «естественные монополии». В таком случае новый собственник начинает получать ренту с общественной собственности. Эти рентные платежи закладываются в тарифы, собираемые с потребителей. То же самое касается частных дорог или железнодорожных вагонов. Это не производительное употребление капитала и накопление тут может происходить только за счет соответствующего уменьшения накопления производительного каптала.

Бытие общественной собственности при кап-ме противоречиво. Гос-во является «комитетом по общим делам буржуазии», и именно этому комитету приходится заниматься общественной собственностью, что он и старается делать в интересах как всего своего класса, так и отдельных его представителей. Последнее, разумеется, неисчерпаемый источник т.н. коррупции. [Это похоже на «воровской общак» и на попытку кого-либо своровать из него, что вызывает мягко говоря неприятие остальных воров.]

Традиционно инфраструктуру относили к сфере услуг, что представляется неверным. Услуги полностью включены в область товарно-денежных отношений, в процесс воспроизводства капитала, общественная же инфраструктура если и связана с ними, то опосредовано. Рабочий фонд, получаемый производительными работниками, затем перераспределяется между ними и работниками сферы услуг; вернее рабочий фонд изначально содержит долю, которая должна идти на оплату услуг в соответствии с нормами потребления, принятыми в данном обществе. [Кроме того услуги производятся и в обмен на доход буржуазии.]

Здесь в очередной раз можно заметить, что услуги, как не являющиеся ничем материальным, нельзя накопить ни в рамках товарного, ни нетоварного производства. Т.е. капитал в масштабе всего общества может возрастать только через материальное производство. Но как отношение господства над пролетариатом он расширяется в том числе и через увеличение кол-ва работников сферы услуг.

Все работники, непосредственно подчиненные капиталу, занятые его воспроизводством, являются пролетариями. Работники общественной инфраструктуры, наоборот, таковыми не являются. Но по социальному положению между ними никакой разницы нет.
Tags: теория накопления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments