Это т.н. инфраструктура. Материальная инфраструктура (городская в основном) – это системы жизнеобеспечения (дороги, ЖКХ), среда в целом (т.н. благоустройство), ср-ва рекреации природы и человека (городские парки). К социальной инфраструктуре можно отнести здравоохранение, образование и управление, а также сферу духовного производства (науку, искусство).
Не следует забывать и о военной инфраструктуре, в некоторых странах огромной по объему. Напр., в России железные дороги в значительной степени строились гос-вом (или по гос. заказу) в интересах обороны и являются частью военной инфраструктуры. [Есть мнение, что этим объясняется и сознательно заложенная нестыковка колеи с Европой.]
Понятно, что инфраструктура не является капиталом. Более того, по своим целям она выпадает из сферы материального производства, в которой господствует капитал. Ее цель – воспроизводство не материальное, а социальное, воспроизводство общественной структуры и воспроизводство человека.
Всё это по большей части даже и формально является общественной собственностью разных уровней (муниципальной и пр.) вплоть до общенациональной, т.е. государственной. Накопление в этой сфере велось издавна, напр. строившийся тысячелетия назад Великий Китайский канал активно используется до сих пор. Затем в государственную была обращена бывшая собственность государей (Версаль, Эрмитаж и т.п.). Но теперь эта сфера приобретает всё большую величину и значение, в ней находит занятие всё большее число работников.
Не являясь сферой материального производства, эта сфера может существовать и расти только за счет сферы материального производства. Часть производимой прибавочной стоимости гос-во изымает у капиталистов и вкладывает в инфраструктуру. Затем часть изъятой прибавочной стоимости опять возвращается классу капиталистов в лице бизнеса, занятого работами по подрядам гос-ва. Это частично примиряет капитал с такими изъятиями, но пожалуй большее значение для такого примирения имеет угроза социального разложения в условиях приближения предела для накопления капитала, кроме того, инфраструктура совершенно необходима для успешного продолжения кап. производства в современных условиях. Впрочем, буржуазная партия, известная как ультралибералы, рыночные фундаменталисты или неоконы (в амер. терминах), ведет по всему миру яростную борьбу за полную приватизацию общественного сектора, ошибочно видя в этом резерв для продолжения накопления капитала.
Иногда эта партия получает достаточно влияния в буржуазном правительстве, чтобы частично выполнить свою программу. Так, в РФ приватизированы некоторые предприятия ЖКХ (гор. эл. сети в некоторых городах, водоканал) и «естественные монополии». В таком случае новый собственник начинает получать ренту с общественной собственности. Эти рентные платежи закладываются в тарифы, собираемые с потребителей. То же самое касается частных дорог или железнодорожных вагонов. Это не производительное употребление капитала и накопление тут может происходить только за счет соответствующего уменьшения накопления производительного каптала.
Бытие общественной собственности при кап-ме противоречиво. Гос-во является «комитетом по общим делам буржуазии», и именно этому комитету приходится заниматься общественной собственностью, что он и старается делать в интересах как всего своего класса, так и отдельных его представителей. Последнее, разумеется, неисчерпаемый источник т.н. коррупции. [Это похоже на «воровской общак» и на попытку кого-либо своровать из него, что вызывает мягко говоря неприятие остальных воров.]
Традиционно инфраструктуру относили к сфере услуг, что представляется неверным. Услуги полностью включены в область товарно-денежных отношений, в процесс воспроизводства капитала, общественная же инфраструктура если и связана с ними, то опосредовано. Рабочий фонд, получаемый производительными работниками, затем перераспределяется между ними и работниками сферы услуг; вернее рабочий фонд изначально содержит долю, которая должна идти на оплату услуг в соответствии с нормами потребления, принятыми в данном обществе. [Кроме того услуги производятся и в обмен на доход буржуазии.]
Здесь в очередной раз можно заметить, что услуги, как не являющиеся ничем материальным, нельзя накопить ни в рамках товарного, ни нетоварного производства. Т.е. капитал в масштабе всего общества может возрастать только через материальное производство. Но как отношение господства над пролетариатом он расширяется в том числе и через увеличение кол-ва работников сферы услуг.
Все работники, непосредственно подчиненные капиталу, занятые его воспроизводством, являются пролетариями. Работники общественной инфраструктуры, наоборот, таковыми не являются. Но по социальному положению между ними никакой разницы нет.